Top.Mail.Ru

В ТГТУ обсудили успешные практики программы «Обучение служением»

9 апреля в Тамбовском государственном техническом университете прошла стратегическая сессия «Обучение служением: масштабирование лучших практик». Это всероссийское мероприятие, которое объединило в очном и онлайн формате опыт регионов страны.

В Тамбовской области программа реализуется второй год. Студенческие команды ТГТУ работали над социальными проектами по заказу администрации города и области, Торгово-промышленной палаты, некоммерческих организаций (Центр финансовой грамотности, Ассоциация правовой помощи, Ассоциация муниципальных образований Тамбовской области), благотворительных фондов, социальных предпринимателей. Это были проекты, направленные на развитие региона: просветительские, благотворительные, волонтерские, по формированию комфортной городской среды и т.д.

Организаторами стратегической сессии стали Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки и Тамбовский государственный технический университет. Модератор мероприятия – член комиссии ОП РФ, первый проректор Тамбовского государственного технического университета, председатель Тамбовского регионального отделения Российского общества «Знание» Наталия Молоткова.

«Всероссийский форум, который посвящен тому, как уже масштабируются лучшие практики реализации программы «Обучение служением», организован на площадке Тамбовского государственного технического университета с приглашением большого количества участников. Это и вузы, которые реализуют подобные программы практически со всех субъектов Российской Федерации. Это и, конечно, наши социальные партнеры, потому что специфика этой программы заключается в том, что это не только проектная деятельность, это не только инициативные проекты студентов, это обязательное партнерство с общественными организациями, с бизнес-структурами, с муниципальными образованиями. Мы обсуждаем, какая модель в каких условиях дала максимально эффективный результат. Сегодня также заключили соглашения с нашими социальными партнерами, в которых прописали систему отношений между вузом, представляющим студенческие команды, и второй стороной реализации проектов – заказчиками, партнерами, которые как раз и определяют условия реализации студенческой идеи и вместе с нами занимаются их воплощением в жизнь»

– прокомментировала Наталия Молоткова.

Наталья Безрукова, советник заместителя министра науки и высшего образования РФ, подчеркнула важность включения модулей “Обучение служением” в образовательные программы вузов. Эта инициатива соответствует указаниям президента России и направлена на достижение национальных целей развития до 2030 и 2036 годов.

Дмитрий Воронкин, руководитель проектного офиса по реализации федеральной программы “Обучение служением”, отметил, что программа охватывает более 415 университетов и 300 тысяч студентов. Важным аспектом является сотрудничество с социальными партнерами, что позволяет студентам применять свои знания на практике и решать реальные социальные задачи.

Андрей Зленко, федеральный эксперт по программам “Обучение служением”, акцентировал внимание на важности формирования у студентов определенных навыков через взаимодействие с социальными партнерами. Участие в таких проектах дает студентам возможность развить профессиональные и личностные компетенции, а также приобрести опыт, необходимый для успешной карьеры.

Валентин Миронов, председатель Ассоциации муниципальных образований Тамбовской области, рассказал о совместных проектах с вузами, направленных на улучшение городской инфраструктуры и создание комфортной среды для жителей. Такие инициативы способствуют развитию местных сообществ и укрепляют позиции вузов как экспертных центров.

Елена Степанова, директор РЦУК, поделилась успешным опытом развития социального предпринимательства в Тамбовской области. Поддержка малого и среднего бизнеса, включая социальное предпринимательство, позволила региону достичь высоких темпов роста числа социальных предприятий.

Варвара Кулькова, представитель Казанского Государственного Энергетического Университета, поделилась опытом реализации программы “Обучение служением”, отметив важность межвузовского взаимодействия и интеграции духовных ценностей в образовательный процесс.

Анна Бабикова, представитель Тюменского государственного университета, рассказала о проведении экспедиций в рамках программы “Обучение служением”. Экспедиции позволяют студентам глубже понять местные проблемы и находить инновационные решения, работая в междисциплинарных командах.

Оксана Амелькина, директор Центра Карьеры Пермского Политеха, рассказала о роли Доброцентра в реализации программы “Обучение служением”. Платформы, такие как Добро.ру, предоставляют студентам доступ к социальным заказам и помогают формировать запросы на социальные проекты.

Выступающие отметили, что программы “Обучение служением” играют ключевую роль в формировании человеческого капитала и способствуют достижению стратегических целей развития страны.

Участники стратегической сессии обсудили результаты реализации программы, перспективы ее развития и новые форматы, а также рассмотрели социально значимые проекты с точки зрения их масштабирования. Эксперты отметили, что программа «Обучение служением» реализуется в вузах России уже несколько лет — в прошлом учебном году в пилотном режиме были отработаны несколько ее моделей, каждая из которых получила поддержку университетских команд с учетом опыта проектной деятельности, добровольческого движения, систем и механизмов взаимодействия с НКО.

В текущем учебном году программа перешла в режим масштабирования на всю систему высшего образования, были приняты решения по апробации в учреждениях среднего профессионального и среднего общего образования.

По словам организаторов, социальными заказчиками программы были НКО и фонды, органы государственной и муниципальной власти, учреждения бюджетной сферы — школы, библиотеки, социальные центры, медицинские учреждения, а также социальные предприниматели, бизнес.

За время реализации программы университетом накоплен определенный опыт, разработаны эффективные практики, которые могут быть транслированы на другие проекты и новых партнеров, как со стороны организаций образования, так и со стороны заказчиков проектов.