В ТГТУ разрабатывают новый образовательный стандарт
Тамбовский государственный технический университет ежегодно принимает участие в разработке и реализации образовательных научно-исследовательских проектов. В 2016 году совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями и вузами Российской Федерации Институтом автоматики и информационных технологий ТГТУ была начата подготовка образовательного стандарта – «Создание робототехнического комплекса двойного назначения (РТК)».
В разработке стандарта участвуют директор Института автоматики и информационных технологий ТГТУ, д.т.н., профессор, действительный член АИН РФ, РАЕН Юрий Юрьевич Громов, заведующий кафедрой «Мехатроника и технологические измерения» Института автоматики и информационных технологий технического вуза, к.т.н., доцент Александр Георгиевич Дивин и д.т.н., профессор кафедры "Информационные системы и защита информации" Владимир Витальевич Алексеев. О том, на что направлен данный образовательный стандарт и о разработках в сфере РТК мы поговорили Юрием Юрьевичем Громовым и Александром Георгиевичем Дивиным.
- Расскажите, почему Институт автоматики и информационных технологий ТГТУ решил разрабатывать стандарт именно в области РТК?
А.Г. Дивин: В Тамбовском государственном техническом университете, как и в России в целом, разработками РТК занимались еще в 80-е годы прошлого века. Затем, из-за недостатка финансирования, данные работы были прекращены. Эта ситуация привела к отставанию России от своих конкурентов на Западе в этой области.И если сейчас мы не будем интенсивно работать в этом направлении, то в дальнейшем, к сожалению, мы можем отстать от своих западных конкурентов навсегда. Именно поэтому, на сегодняшний день данные работы считаются стратегически важными и приоритетными в Российской Федерации, и в том числе в ТГТУ.
- Кто помимо Института автоматики и информационных технологий технического вуза является создателем данного образовательного стандарта?
Ю.Ю. Громов: Этот стандарт выполнен в рамках научно-исследовательской работы по разработке систем управления, систем технического зрения робототехнических комплексов. Создание стандарта является первым этапом, который включает в себя действительно большую проделанную работу. Участие в ней, помимо преподавателей нашего института, принимали академии, в частности Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и Военные учебно-научные центры Российской Федерации.
- Расскажите, что представляет собой данный образовательный стандарт?
Ю.Ю. Громов: В настоящее время сотрудники Института автоматики и информационных технологий ТГТУ приняли участие в подготовке образовательного стандарта, в соответствии с которым будут готовиться специалисты в области использования робототехнических комплексов двойного назначения. Двойного назначения – это гражданские и военные цели.
А.Г. Дивин: На сегодняшний день есть технологии, которые можно использовать не только в гражданских, но и военных целях. Например, технологии поиска неоднородных объектов по их тепловым изображениям. Эти технологии можно использовать как для разбраковки продукции в ходе ее сортировки, так и при обнаружении скрытых и замаскированных объектов в ходе военной разведки с применением беспилотных летательных аппаратов. Поэтому, учебный курс будет направлен как на изучение технологий обработки изображений в инфракрасном диапазоне спектра, так и на обучение студентов управлением мобильными робототехническими комплексами, в том числе и беспилотными летательными аппаратами.
- Каков уровень высшего обрадования по данному образовательному стандарту? И какие дисциплины он в себя включает?
Ю.Ю. Громов:Срок обучения по данному образовательному стандарту составляет пять лет. То есть, уровень высшего образование – специалитет.
А.Г. Дивин: Дисциплины, которые предстоит изучать студентам, разделены на три блока: общие (гуманитарные), обще-профессиональные и профессиональные. Последний блок включает в себя дисциплины касающиеся проектирования систем технического зрения, систем управления движением, изучения методов навигации и локализации объектов в пространстве.
- Вы отметили, что разработка образовательного стандарта РТК – это только первый этап работы. А сколько всего их планируется?
Ю.Ю. Громов: На данный момент планируется два этапа. Первый завершен, мы сделали стандарт и сейчас переходим ко второму этапу – разработке систем управления и систем технического зрения с последующей их апробацией на действующих устройствах.
- А каковы промежуточные итоги после первого этапа?
Ю.Ю. Громов: После первого этапа, то есть, по результатам презентации стандарта, он получил высокую оценку в Министерстве обороны Российской Федерации, в семи учебных и научно-исследовательских организациях, готовящих специалистов в области РТК в интересах Министерства обороны РФ, а также проводящих исследования в области совершенствования элементов РТК и разработки интеллектуализированных РТК нового поколения. Среди таких учебных организаций можно выделить МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский авиационный институт (МАИ) военные научно-исследовательские учреждения, которые занимаются вопросами РТК и другие. Сейчас наш образовательный стандарт находится на согласовании в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Если он будет утвержден, то высшие учебные заведения уже смогут начать подготовку специалистов в области РТК по данному стандарту.
- Какие на сегодняшний день проводятся разработки и исследования в области РТК в Институте автоматики и информационных технологий ТГТУ?
Ю.Ю. Громов: На сегодняшний день в этой области в Институте автоматики и информационных технологий технического вуза ведется большая работа. На кафедрах Института мы интенсивно занимаемся созданием алгоритмов разработки анализа изображений. Сейчас развиваются методы эффективного анализа СЦЕН, например, для принятия решений по управлению, применению робототехнического комплекса. Часть алгоритмов уже отлажена, они вошли в основу кандидатских диссертаций, которые будут защищаться нашими аспирантами в этом году. Другая часть алгоритмов находится в разработке. Конечно, это всё будет способствовать и развитию систем технического зрения за счёт методов сценарного анализа. Эти вопросы уже связаны с управлением робототехнических комплексов, принятием решений в процессе управления РТК.
А.Г. Дивин: Также,Институт автоматики и информационных технологий Тамбовского государственного технического университета сотрудничает с НПО «Андроидная Техника» при решении задач, касающихся технического зрения, а также разработки алгоритмов управления движением мехатронных модулей, которые можно применять как в андроидных, так и биоморфных робототехнических комплексах. Они используются при транспортировки грузов, проведении спасательных операций и других специальных действий, сопряженных с чрезвычайно большими нагрузками или тех, в которых человек может подвергать опасности свою жизнь.
Беседовала Татьяна Пантелина
http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2372-v-tgtu-razrabatyvayut-novyj-obrazovatelnyj-standart#sigProGalleria5153d02a21