Тамбовский учёный завёл канал на YouTube, чтобы показывать детям химические опыты (фото, видео)

Что такое химия – нудная наука с  многоэтажными формулами и головоломными задачами или всё же это зрелищно и интересно? Преподаватель кафедры «Химия и химические технологии» Тамбовского государственного технического университета Евгений Бакунин однозначно за второй вариант ответа. И он доказывает это в своих видеороликах, которые выкладывает на ютюб-канале «ХимХоп».

Евгений - человек увлекающийся и увлечённый. В школе занимался в радиокружке, учился играть на баяне. Но делом его жизни стала химия, причём пришёл он в неё именно через опыты.

- У меня есть младший брат, у нас разница в 9 лет. Когда я был старшеклассником, то любил для него и его друзей-сверстников показывать всякие химические штуки. Ребятам очень нравилось, - вспоминает Евгений Бакунин.

Потом была учёба в Тамбовском государственном техническом университете, аспирантура, защита кандидатской. Сейчас молодой ученый работает над докторской диссертацией. Его научные интересы лежат в сфере электрохимии. Он изучает и синтезирует нанографит, ценный материал, который применяется в разных отраслях.

В 2017 и 2018 годах ТГТУ принимал участие в проекте «Университет открытий». Суть в том, что вузовский преподаватель дает уроки школьникам и их родителям. Евгений вызвался поработать в модуле «химия», и на своих уроках  активно совмещал теорию с практикой.

- Тогда родители школьников просили меня дать им рецепты каких-нибудь простых опытов, чтобы их можно было повторить вместе с детьми дома. Я охотно делился своими наработками. В прошедшем учебном году занятия в рамках «Университета открытий» не проводились, но энтузиазм у меня остался, и я решил: «Буду снимать ролики с химическими опытами и выкладывать их в интернет», - рассказывает преподаватель.

Так появился проект «ХимХоп». Создать вулкан из соды и лимонной кислоты, надуть шарик углекислым газом (добытым опять же с помощью соды и лимонной кислоты), смастерить популярного среди детей лизуна, изготовить «дурацкую» замазку из силикатного клея и этилового спирта, - вот темы четырёх видеороликов, которые уже появились в ютюбе.

- Наш проект находится пока в самом начале, мы сделали четыре выпуска, где показываем достаточно простые химические опыты с реактивами, доступными каждому. Какую цель ставим перед собой? Популяризовать химию как интересную и увлекательную науку. Думаю, любому ребёнку будет интересно увидеть, как при соединении двух таких привычных бытовых веществ, как лимонная кислота и сода, получается мини-вулкан, - делится Евгений Бакунин.

В плане исполнения ролики тоже достаточно просты и безыскусны. Сначала Евгений делал их один с помощью обычной камеры на штативе. Позже у него появилась молоденькая ассистентка Ксения, студентка теперь уже третьего курса. Все съёмки проходят в университетской химической лаборатории. Пригодились и навыки видеомонтажа, которым Евгений увлекался лет 10 назад.

- Пока мы не ставим себе цель делать «крутые» ролики с точки зрения съёмки и технического оснащения, потому что нужно понять, насколько это интересно аудитории. У канала «ХимХоп» всего 138 подписчиков. Если его популярность будет расти, то, возможно, обратимся за помощью к профессионалам: ведь в нашем университете есть собственная телестудия. На данный момент это проба, поэтому и снимаем не в студии, а прямо в лаборатории, используя естественное освещение,  - улыбается Евгений Бакунин.

Его ролики похожи на мини-спектакль: они сняты и смонтированы динамично и с юмором.  Автор прописывает некий сценарный план, но строго его не придерживается.

- Выучить и вызубрить - это не то, теряется непринуждённость и естественность всего происходящего, - считает ученый.

Свою аудиторию Евгений Бакунин видит в школьниках и их родителях. Например, папа с сыном посмотрели ролик и загорелись идеей повторить опыт. Пошли в ближайший хозяйственный или строительный магазин, купили нужные материалы и провели дома опыт. Сын визжит от восторга и папа доволен.

- Конечно, идеи простых опытов со временем иссякнут. Возможно, это переродится во что-то другое. Может быть, мы будем делать более сложные демонстрационные опыты, может быть, добавим физические, а, возможно, будем снимать видео, в которых опыты проводит ребенок. Вариантов много, всё зависит от того, станет ли наш канал популярным. Не знаю, что из этого получится, но заниматься этим мне интересно, - признаётся Евгений.

Часто он задаёт вопрос своим студентам: а у вас в школе химия была с опытами или без? И большинство отвечает, что этот предмет они изучали в теории и по картинкам. Буквально по пальцам можно перечислить городские школы, где проводят опыты. И, как ни странно, в сельских школах осталась эта традиция.

Поэтому, может быть, видеоролики Евгения Бакунина как раз и станут тем крючком, на который очень нужной и интересной науке химии удастся поймать будущих менделеевых и бутлеровых.

РИА ТОП68