ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ И ЮРИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

В современных условиях к подготовке экономистов и юристов для региональной экономики предъявляются высокие требования к формированию у них широкого спектра компетенций, которые раскрывают специфику производства, особенности тех или иных отраслей.

Тамбовщина ярко представлена предприятиями аграрно-промышленного кластера, кластера химии и биотехнологий, приборостроения и радиотехники, машиностроения, энергетики, строительства и транспорта. В каждом есть специфические особенности производственного процесса, которые должен знать молодой специалист, пришедший на работу. Чтобы получить исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с подготовкой кадров юридического и экономического профиля, мы встретились с директором Юридического института Тамбовского государственного технического университета Еленой Евгеньевной Орловой и директором Института экономики и качества жизни ТГТУ Сергеем Павловичем Спиридоновым.

– Елена Евгеньевна, несмотря на вроде бы уже решенный вопрос о «перепроизводстве» юристов, эту тему нельзя считать закрытой. Всю категоричность и кажущуюся «убедительность» данного вывода ставит под сомнение упрямая статистика, согласно которой спрос на эту профессию не только не сокращается, но и стабильно растет. Об этом свидетельствуют данные многих рекрутинговых агентств, на виртуальных страницах которых ежедневно размещаются сотни объявлений о вакансиях по профессиям, требующим юридической подготовки. Даже в Тамбовской области подобных объявлений десятки, что по объему предложений вполне сопоставимо с такой сферой, как, например, пищевая промышленность. В чем же суть такого парадокса? Почему, несмотря на кажущееся изобилие юридических вузов, юристов не хватает?

– По моему глубокому убеждению, ответить на этот вопрос только лишь путем ежегодного подсчета количества юристов-выпускников невозможно. Намного важнее попытаться понять, как изменились та среда, в которой приходится им работать, какие юристы сегодня востребованы более всего, в чем заключается пресловутый «запрос» современного работодателя, как изменилась сама структура профессии. В советский период подготовкой юристов занимались не более пятидесяти вузов, основная часть выпускников которых была востребована правоохранительными органами, а не сферой экономики и управления. Ситуация принципиально изменилась после смены экономического уклада и начала активного развития в нашей стране рыночных отношений. Практически сразу возник острый дефицит специалистов в области рынка недвижимости, корпоративного права, финансового права, интеллектуальной собственности, земельных отношений и т.д. По мере развития отраслевого законодательства начала углубляться и специализация юристов. В этом смысле примером является законодательство в сфере энергетики, строительства. Огромный массив весьма специфического нормативного материала требует специальной подготовки юристов для работы в сфере ЖКХ, медицины, управления, обеспечения инвестиционной деятельности коммерческих организаций. Такие юристы сейчас более всего необходимы работодателю. Предприниматели, органы публичной власти, простые граждане испытывают острую нехватку в широком предложении квалифицированных юристов. И чем интенсивнее будут развиваться институты гражданского общества, предпринимательская инициатива, структура отечественного бизнеса, тем нужнее будет профессия юриста. Об этом, например, прямо говорится в государственной программе "Юстиция", одной из задач которой является увеличение соотношения общего количества адвокатов к населению страны к 2020 году. Я думаю, что основная миссия высшего образования заключается в подготовке юристов не только для традиционных «потребителей» этой профессии – правоохранительных органов, судейского корпуса, государственной службы, но и для гражданской сферы, для динамично развивающихся отраслей экономики, многие из которых уже сейчас имеют весьма развитое и сложное законодательство. Этим, кстати, должно и определяться качество подготовки будущих юристов.

 – Как же реализуется такая задача в техническом университете?

– Достижение этой цели является краеугольным камнем, основой концепции развития юридического образования в ТГТУ. Юридический институт технического университета уже много лет развивается как межрегиональный научно-образовательный, инновационный центр подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере юриспруденции, национальной безопасности и связей с общественностью. В структуре университета юридический институт занимает особенное место, делая наш вуз настоящим центром университетского образования на Тамбовщине, где помимо технического образования осуществляется подготовка по целому ряду гуманитарных и экономических направлений. Профессорско-преподавательский состав института насчитывает около 90 человек, среди которых 13 докторов наук, профессоров, 56 кандидатов наук, доцентов. Важно отметить, что качество подготовки юристов в ТГТУ, несмотря на якобы «непрофильный» характер вуза, признано на самом высоком уровне в результате общественной аккредитации проведенной в 2012 году Ассоциацией юристов России. Здесь необходимо заметить, что очень часто именно в «непрофильных» вузах есть возможность создавать интересные юридические программы с привлечением специалистов из других областей, где вуз является «профильным». Кстати, такой подход достаточно распространен за рубежом. Эти программы становятся уникальными и не имеющими аналогов, а выпускники-юристы таких вузов очень востребованы именно в этих специализированных областях народного хозяйства.

– Сергей Павлович, вопрос Вам: какие возможности подготовки будущих экономистов созданы сегодня в техническом университете? Чем качественно отличается подготовка экономистов в ТГТУ?

 – С 1991 года в ТГТУ (тогда еще – ТИХМе) началась экономическая подготовка студентов технических специальностей, ориентированная на прикладные задачи экономики. Развивались направления подготовки экономистов под потребности региональной экономики, качественно вырос и преподавательский состав Института экономики и качества жизни ТГТУ: из девяносто семи человек тринадцать – это доктора наук, почти сорок – кандидаты экономических наук. Сегодня в ТГТУ созданы уникальные возможности подготовки экономистов, которые позволяют наряду с дисциплинами экономики и управления включать в учебный план подготовки, по согласованию с основными работодателями, специальные курсы и модули, отражающие особенности отрасли и производства. Нет дефицита преподавателей, которые готовы преподавать эти курсы, т.к. в вузе действуют кафедры, занимающиеся подготовкой инженеров для вышеперечисленных отраслей. Например, кафедры «Техника и технология производства нанопродуктов», «Технологии и оборудование пищевых и химических производств», «Агроинженерия» закреплены за курсами «Организация производства», «Технология машиностроения», «Основы эксплуатации машин и оборудования» для студентов профиля «Производственный менеджмент». Осуществляя подготовку экономистов по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», значительное количество часов выделяется на курсы «Экономика предприятия», «Управленческий анализ в отраслях», «Учет и калькулирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях», материал которых строится, в том числе, и на анализе практической деятельности ведущих предприятий региона.

– Елена Евгеньевна, особая специфика есть и в программах юридического образования? На каких программах подготовки, кроме традиционных, специализируется юридический институт ТГТУ?

– Помимо подготовки по традиционным профилям (гражданскому и уголовному) наш институт специализируется на программах, касающихся правового регулирования в сфере энергетики и ЖКХ, строительства, медицины, транспортного права и безопасности дорожного движения, международного бизнес-права, национальной безопасности. Все эти направления полностью соответствуют потребностям региональной экономики и Стратегии социально- экономического развития Тамбовской области. Отдельно необходимо сказать об уникальном опыте нашего института в части подготовки магистрантов по программе «Судебные экспертизы», реализация которой осуществляется совместно с Тамбовской лабораторией судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. В институте с 2015 года функционирует Научно-образовательный центр «Криминалистическое исследование материалов, веществ, изделий из них» (Центр проводит научные исследования совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана), опирающийся в своей научно-образовательной работе на огромную материальную и лабораторную базу всего университета.

– Сергей Павлович, Вы сказали, что практическая подготовка при обучении в вузе имеет свое весомое значение. Многим будет интересно узнать, как организована практика студентов-экономистов, есть ли здесь свои особенности?

 – Учебная и производственная практика студентов, предусмотренная образовательными стандартами, направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для того, чтобы свести к минимуму период адаптации молодого специалиста на рабочем месте. При организации практики наших студентов с целью формирования у них начальных умений и навыков партнерами вуза выступают крупнейшие предприятия Тамбовской области, такие как АО «ЗАВКОМ», ПАО «Пигмент», АО «Моршанскхиммаш», АО «Биохим», АО «ТАКФ» и другие. Именно в структурных подразделениях этих предприятий студент впервые знакомится со спецификой производственного процесса, вопросами позиционирования на рынке товаров и услуг, опытным путем подтверждая полученные теоретические знания. Сейчас и в учебных планах инженеров появились дисциплины, связанные с предпринимательством, маркетингом, ценообразованием. Современному инженеру требуются знания прикладной экономики, и мы формируем у них эти компетенции. А это еще раз подтверждает необходимость присутствия экономистов в техническом вузе. Занимаясь обоснованием целесообразности внедрения инновационного проекта в любой отрасли экономики, всегда рассчитывают его экономическую эффективность, окупаемость, совокупные затраты, предполагаемый доход, спрос на продукцию. Эту работу способны выполнить грамотные и компетентные экономисты, поэтому в вузе развивается практика выполнения комплексных курсовых и выпускных работ, когда над одним проектом работают студенты технических, экономических и даже юридических направлений подготовки.

– Действительно, проектный подход доказывает свою результативность. Елена Евгеньевна, расскажите подробнее, как это реализуется в Вашем институте. Какие еще педагогические решения дают возможность повышать качество подготовки специалистов?

– Например, если речь идет о проектном обучении, то можно упомянуть образовательный тренинг «Диалог», являющийся дискуссионной площадкой, где студенты имеют возможность общаться с практикующими юристами, ведущими учеными, политиками, общественными деятелями. На базе Юридического института ТГТУ ежегодно организуются всероссийские научные конференции с приглашением видных ученых-правоведов. По заказу органов государственной власти и организаций области проводятся научные исследования, совместно с практиками ведется работа по мониторингу правоприменения в сфере ЖКХ и обеспечения жилищных прав граждан. С 2011 года ежегодно осуществляется специализированный выпуск журнала «Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского», посвященный вопросам государства и права. Журнал входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

– Как Вы считаете, такие особенности юридического и экономического образования в техническом вузе являются гарантией качества подготовки Ваших выпускников?

– Безусловно. Подтверждение тому – наши выпускники, которые успешно работают на разных должностях в администрации Президента РФ, Правительства РФ, органах прокуратуры, правоохранительных органах, руководителями территориальных управлений федеральных органов, структурных подразделений администрации области, юристами, обеспечивающими деятельность многочисленных учреждений и коммерческих организаций. Выпускниками и преподавателями Юридического института ТГТУ являются судьи, многие известные адвокаты и практикующие юристы. В «своих» направлениях юридической и экономической подготовки ТГТУ имеет все шансы стать одним из передовых в стране. Для этого, с одной стороны, есть прекрасная материальная база университета, с другой – более чем 20-ти летний опыт подготовки и высококвалифицированные научно-педагогические кадры. Наличие в Тамбовской области такой прогрессивной «инновационной» модели образования, стремящейся максимально соответствовать требованиям времени и запросам региональной экономики, является позитивным фактором, значительно повышающим общий уровень и юридического, и экономического образования в области. Прочитав вышенаписанное, читатель наверняка согласится с тем, что подготовка кадров в настоящее время невозможна без представления студентам комплекса знаний в области экономики и юриспруденции. В современных условиях нельзя анализировать тот или иной процесс изготовления продукции, не зная особенностей технологии, и только осведомленный в своей отрасли экономист или юрист может объективно оценить результаты производства и сделать полезные рекомендации по их улучшению.

 По материалам публикации в Общественно-политической  газете  "Тамбовская жизнь" от 9 августа 2016 г.