Уникальный факультет

Летом в структуре университета произошли значительные перемены. Многие факультеты были преобразованы в институты, кроме того, появился новый факультет – «Естественнонаучный и гуманитарный». Его деканом стал доктор экономических наук Роман Рашидович Толстяков. Он рассказал корреспонденту нашей газеты о функциях факультета.

– Почему возникла необходимость создания нового факультета?

– В прежней структуре университета общеобразовательные кафедры были распределены по различным факультетам, зачастую принадлежность кафедры к факультету носила чисто формальный характер. И.о. ректора ТГТУ Станислав Иванович Дворецкий выступил с идеей объединения всех кафедр для обеспечения фундаментальной подготовки всех студентов университета по естественнонаучным, гуманитарным и общеинженерным дисциплинам на высоком уровне, что особенно важно для реализации федерального образовательного стандарта третьего поколения.

– В чем отличие этого факультета от других?

– Самое большое отличие в том, что все студенты фактически относятся к своим институтам и факультетам, а у нас они проходят обучение по общеобразовательным дисциплинам. В этом году на первый курс поступило более 900 человек, и мы их считаем своими студентами, не важно, юристы это или строители, энергетики или экономисты. С ними необходимо вести методическую, воспитательную и адаптационную работу, помогать им в процессе освоения дисциплин.

– Расскажите подробнее, чем занимается факультет?

– Основная задача – координация деятельности общеобразовательных кафедр, занимающихся обучением студентов преимущественно на первом-втором курсе. Здесь речь идет не просто об обучении и формировании требуемых компетенций и навыков, а о формировании корпоративной студенческой культуры, присущей университету.

– Какова специфика преподавания на факультете?

– Мы нацелены на то, чтобы учащийся, приходя в университет, чувствовал себя «как дома», чтобы он знал, что ему готовы помочь, объяснить, показать, рассказать. Отношения «преподаватель-студент» строятся даже не по принципу «учитель-ученик», а на равных – как коллега с коллегой. Мы хотим помочь ребятам поверить в себя. С этого года для студентов первого курса вводится балльно-рейтинговая система оценки знаний и успеваемости. Основная задача заключается в том, чтобы в течение семестра ребята набирают баллы как за учебную, так и за внеаудиторную работу. При таком подходе исключается «халява», а все, кто активно работал, смогут получить заветные «хорошо» и «отлично» без каких-либо проблем.

– Какие задачи вы перед собой ставите?

– Необходимо популяризировать науку и образование в молодежной среде. Согласен, что на текущий момент это задача звучит как минимум утопично. Сегодня, к сожалению, среди школьников превалирует мнение что, например, математика или физика – это скучно и совсем не актуально в эпоху компьютеров. На мой взгляд, фундаментальные науки – это тот базис, на котором строится все: обучение, практика, мировоззрение.
– Какие возможности для самореализации вы предлагаете студентам?
– С октября планируется начать цикл открытых лекций по вопросам популярной науки. Лекции будут проводиться по субботам в интерактивной форме как ведущими преподавателями факультета, так и приглашенными специалистами. За каждое посещение лекции студент получает дополнительный бонусный балл, который будет учитываться при сдаче экзамена и зачета. Кроме этого, во втором семестре запланирована междисциплинарная командная олимпиада, которая будет проходить по принципу игры «Форт Боярд». Есть задумки проведения товарищеских спортивных матчей между командами студентов и преподавателей.

– Что значится в планах развития университета? Будут ли открываться новые кафедры?

– Сейчас рано говорить о планах на будущее. Прежде всего, необходимо наладить текущую работу и реализовать тактические планы. Фундаментальная подготовка – это уже устоявшиеся программы и образовательные подходы, поэтому речи об открытии новых кафедр пока не идет, но видится возможным в рамках уже
существующих реализовать подготовку по новым для университета программам бакалавриата: физики и математики.

Беседовала Анна Полонская, студентка кафедры "Связи с общественностью" ТГТУ.