Цифровизация образования

Сегодня на повестке дня в нашей стране – цифровизация всех сфер экономики. Одной из первых областей, с которой начинается активная работа в этом направлении, называют образование. Об информатизации, цифровизации, роли информатики в современном российском образовании мы поговорили с Сергеем Александровичем Бешенковым, доктором педагогических наук, профессором, заведующим лабораторией дидактики информатики Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

- Сергей Александрович, сегодня на повестке дня тема цифровизации экономики России. Экспертный совет при правительстве РФ называет образование в числе первых областей, с которых необходимо начать цифровизацию. Как Вы считаете, почему названа именно эта сфера? Может быть, уже есть какие-то результаты работы и успешные проекты в сфере цифровизации образования?

- Разумеется, как и всякий глобальный проект "цифровизация" несет в себе, как позитивные моменты, так и серьезные риски. К позитивным моментам можно, в частности, отнести возможность получения высшего образования в самых благоприятных для обучающегося условиях (по месту жительства и пр.). С этой целью во всем мире создаются дистанционные мегауниверситеты (до 300 000 обучаемых и более), которые дают высшее образование "широкого профиля". С другой стороны, по абсолютным показателям качество образования во всем мире неуклонно снижается. Ставка на элитарное образование едва ли спасет ситуацию.

- У вас большой опыт работы в Российской академии образования, которая занималась широким кругом исследований в области управления образованием, участвовала в разработке и реализации государственной образовательной политики. Какие основные цели и по каким направлениям, на Ваш взгляд, будут ставиться перед образовательными учреждениями с учетом приоритета цифровизации?

- Сама по себе цифровизация не решит никаких проблем школы, так же как не решила их, скажем, компьютеризация. Проблемы содержания и смысла, как мне представляется, должны стать необходимыми компонентами процесса цифровизации. В противном случае, все останется на своих местах.

- Сегодня основными трендами развития информационного общества называют цифровизацию и персонификацию. Упоминается понятие «цифровая школа» и переход на электронную систему образования. Как Вы считаете, реален ли такой переход и действительно ли он сможет дать каждому ребенку индивидуальные возможности получения знаний? 

- Знание - это системное, глубинное представление о мире, настолько глубинное, что становиться возможным предсказывать новые факты. Можно ли такое знание получить только с помощью "цифры"? Вряд ли. Нужен живой учитель, наставник, а "цифра" будет ему в помощь.

- Вы занимаетесь исследованиями в области методики обучения информатике и являетесь автором ряда учебников по информатике. Расскажите, что представляет собой современный курс информатики, и каковы его перспективы в плане решения ключевых задач современного образования и, в частности, задач цифровизации?

- В курсе информатики всегда доминировали факторы, которые в данный момент представляли набольшую социальную значимость. На этапе компьютеризации это были информационные технологии. Потом, возникла проблема статуса информатики, как научной дисциплины и учебного предмета - она стала пониматься как естественно-научная дисциплина. На этом этапе ключевым стало понятие модели. На сегодняшний день, информатика - это метапредмет, который формирует ответы на глобальные вызовы информационного социума: проблему "больших данных" и "конвергенцию" технологий. Это действительно ключевые задачи в рамках "Стратегии научно-технического развития России".  Цифровизация - это иной тренд и я бы не стал называть его "ключевой задачей современного образования".

- На протяжении многих лет Вы сотрудничаете с ТГТУ в сфере научных исследований по методологии образования. Как Вы оцениваете потенциал и перспективы нашего университета в области цифровизации?

- Как мне представляется,  в ТГТУ  сформировалась очень сильная школа методики преподавания информатики (прежде всего, благодаря деятельности д.п.н., профессора Н.В.Молотковой),  которая может решать самый широкий спектр образовательных задач, включаю область цифровизации .

- Образование будущего – каким Вы его видите, если все эти смелые планы и проекты по цифровизации будут воплощены в реальность?

-Тамбовская губерния, в ее старых границах - одно из заповедных мест, где взращивалась русская духовность. Образование в его изначальном понимании - это созданиетчеловека по образу и подобию... Именно таким я вижу образование будущего, в нем верховенствовать будет смысл, а "цифра" найдет в нем свое, достойное место.

Беседовала Ирина Юрина