ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО
Президент России Владимир Владимирович Путин сравнил задачу цифровизации экономики России с электрификацией страны в XX веке. По его мнению, развитие цифровой экономики - беспрецедентный по своему масштабу и влиянию проект.
Тамбовская область идет в русле политики Президента. И на этом пути в нашем регионе делаются важные шаги. Так, недавно в ТГТУ открыли Центр коллективного пользования «Цифровое машиностроение», он оснащен самым современным оборудованием компаний-мировых лидеров в этой сфере - «Сименс» и «DMG MORI», которое будет использоваться как во время обучения студентов, так и для повышения квалификации работников предприятий машиностроительной отрасли. ТГТУ и «Сименс» подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, предполагающее масштабную совместную работу по обучению студентов, сотрудников, работников тамбовских предприятий, обмен передовым опытом и техническими знаниями. О применении новейших технологий в производстве, основных тенденциях мирового рынка, проблемах, которые сегодня стоят перед российскими предприятиями, и перспективах развития промышленности нашего региона мы поговорили с Игорем Борисовичем Сергеевым, директором департамента «Цифровое производство» компании «Сименс».
- Сегодня в мире говорят о четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0). Важные составляющие ее успеха - автоматизация физических операций и ускорение процессов проектирования. Ваша компания является одним из мировых лидеров рынка технологий сквозного проектирования. Расскажите, пожалуйста, об этой технологии подробнее. Будет ли она применяться в нашем Центре коллективного пользования?
- В вашем центре эта технология уже применяется, все необходимые аппаратные и программные продукты нашей компанией были предоставлены. Их преимущества заключаются в том, что не нужно делать пилотную версию, прототип. Можно сразу в программном обеспечении, прорабатывая каждую деталь, обнаружить возможные производственные сложности, которые в дальнейшем приведут к удорожанию, затем вернуться на начало цепочки и исправить это. Следующий этап – выбор станочного оборудования, операций, которые нужно произвести над деталью и в какой последовательности. Следующий этап - написание программ. Если раньше программист должен был писать программу управления станками, линиями, роботами, то сейчас наша программа сама пишет управляющие программы и загружает их в соответствующие станки или линии. Этот же программный продукт позволяет управлять производством и материальными потоками: подача заготовок, отвоз готовых деталей, подача инструментов. В итоге на всех этих этапах мы получаем удвоение, а то и утроение скорости и снижение затрат.
- На данный момент это новая технология для России, она еще не получила широкого применения на российских и тем более региональных предприятиях?
- Надо сказать честно, что в мире таких полностью автоматизированных предприятий, да и еще с созданием так называемого цифрового двойника (то есть, когда все предприятие еще где-то виртуально существует) - нет. Да, я могу сказать, что есть завод фирмы «Сименс», который производит оборудование, и на нем мы экспериментируем, но даже там это не достигло стопроцентного уровня. Что касается мира и России, в том числе и Тамбовской области, то это пока очень небольшой процент, в частности и потому, что не хватает людей, которые могли бы этим управлять.
- Однако говорят, что за этой технологией будущее. Это так?
- Однозначно. Это требование рынка. Будущее необходимо менять сегодня, потому что в экономике всегда развивается быстрее то, что приносит деньги и снижает затраты. У Центра коллективного пользования ТГТУ, с моей точки зрения, две цели. Первая цель – просветительская: показать окружающим предприятиям то, как это может быть. И второе – подготовить тех специалистов, которые придут потом на предприятия внедрять эту идеологию.
- Сергей Борисович, расскажите, каким тогда должен быть специалист, чтобы работать с этими технологиями и оборудованием, какими качествами он должен обладать?
- В первую очередь это должна быть гибкость ума, потому что изменения сейчас очень быстро происходят в нашей жизни и в промышленности. Человек получит некие базовые знания, и дальше он должен понимать, что эти изменения постоянны, и быть способным перестраиваться. Существует переналаживаемый станок, сейчас мы часто говорим о гибких производственных модулях, ячейках и так далее. Инженеру нужно быть такой же гибкой переналаживаемой производственной системой. И второй очень важный аспект - это должен быть стык IT-технологий и машиностроения. Сейчас зачастую на предприятиях IT-служба оторвана от производства. От этого в ближайшее время нужно уходить. Специалист должен разбираться и в том, и в другом. Мы таких людей сейчас активно ищем и для себя, и для наших производственных партнеров. Ведь все проблемы существуют на стыке наук. В данном случае прорыв тоже находится на стыке двух разных технологий и идеологий.
- Сегодня повсюду мы слышим слово «цифровизация». Как по-Вашему, цифровизация машиностроения и в целом промышленности в России - это далекое будущее или уже что-то существенное сделано на этом пути?
- На открытии ЦКП в вашем университете коллега из «DMG MORI» сказал, что в мире только 3% их заказчиков готовы безоглядно перейти на цифровые технологии. К этому подталкивает экономика, но люди в мире ментально к этому переходу не готовы. Что касается России, то здесь ситуация достаточно интересная: есть большое желание. Это желание возникло еще года 3-4 назад, когда об этом только начали говорить. У нас на предприятиях работает достаточное количество прогрессивных людей. А то, что это сейчас еще и объявили государственной программой, позволяет людям говорить открыто и с энтузиазмом. Проблема заключается в том, что немногие понимают, что такое цифровизация. Поэтому сначала нужен некий ликбез. Вторая проблема в том, что сейчас мало человеческих ресурсов, которые могли бы это реализовать. Если бы не это, мы бы уже за 2 года половину мировой экономики перевели в цифру. Еще очень важный аспект – это то, что цифровизация возможна только на определенном этапе автоматизации предприятия. Цифровизация без автоматизации не существует. Чтобы создать цифровой двойник, нужно откуда-то получать информацию. Это могут создать только системы управления, датчики обратной связи и т.д. Чтобы это произошло, сначала многие предприятия нужно просто автоматизировать. С другой стороны, существует большое количество российских предприятий, которые имеют высокий коэффициент автоматизации – и в автомобилестроении, и в авиастроении, и в судостроении, в нефтепереработке и так далее – практически во всех отраслях. Но и там мы снова сталкиваемся с проблемой нехватки специалистов.
- Чтобы таких людей было больше, Ваша компания создала и развивает специальную программу по взаимодействию с учебными заведениями России. Расскажите, в чем она заключается?
- Что касается образовательной программы фирмы «Сименс», в частности департамента, который занимается автоматизацией и приводом, они начали эту программу 25 лет назад, в постсоветский период. Было передано огромное количество оборудования в учебные заведения. В последние годы мы начали анализ того, как и где функционирует это оборудование. Выяснилось, что проблема не в оборудовании (особенно сейчас, когда государство выделяет на это средства, гранты и т.д.), проблема в создании программ обучения новым технологиям на базе этого оборудования. Это совсем другой уровень. Одно дело – просто передать оборудование и забыть. Для нас гораздо важнее некая программа поддержки – методики, разработка курсов, обучение самих преподавателей, проведение каких-либо конкурсов для повышения заинтересованности как студентов, так и преподавателей, гранты и так далее. Вот это все я считаю основным. А оборудование – да, конечно, без него ничего не произойдет, но оно мертво без человека.
- Как Вы оцениваете создание Центра коллективного пользования в ТГТУ и каким видите его дальнейшее развитие?
- В данном случае - это четырехстороннее сотрудничество. Участвует фирма «Сименс» как носитель ноухау по современным цифровым технологиям, участвует «DMG MORI» как носитель современных технологий по машиностроению с применением автоматизации, цифровизации и так далее. Участвует вуз, который принимает эту идеологию, адаптирует ее, локализует и обучает сотрудников. И присутствуют конечные заказчики, ради которых все это и происходит. Сейчас еще не такое большое количество заказчиков со стороны машиностроения, но я надеюсь, когда они лучше познакомятся с этими технологиями, выстроится очередь, появятся дополнительные инвестиции, которые позволят развивать этот центр, причем именно с учетом потребностей предприятий региона. Открытие Центра – маленький шаг, но он очень важный. И нам предстоит сделать еще очень много шагов в эту сторону, если мы хотим создать пример европейского или мирового уровня. Как говорят китайцы, даже путь в тысячу ли начинается с первого шага. То, что такой Центр создан в Тамбовской области, которая не является лидером по индустриализации, по промышленному потенциалу России, уникальный случай. Это говорит о том, что мы идем в правильном направлении. Это может позволить сделать шаг через ступеньку, пропустить определенную ступень развития с тем, чтобы быстрее достигнуть той цели, к которой сейчас стремятся очень многие в мире. Подобные центры есть далеко не во всех регионах нашей страны. Есть планы по их созданию, но ЦКП в Тамбове – один из передовых, это однозначно. Это очень большой позитив, что именно здесь, в ТГТУ такой центр создан. Теперь осталось его поддержать таким образом, чтобы он не стал аутсайдером в этой гонке, потому что сейчас темп будет быстро нарастать. В России планируется открытие до 15 подобных центров. Для успешного развития ЦКП в ТГТУ нужен энтузиазм как со стороны преподавательского и студенческого состава вуза, так и со стороны внешних участников – «Сименс», «DMG MORI», других фирм и конечных заказчиков. И мы сделаем для этого все возможное.
Беседовала Ирина Юрина