Специалисты нового уровня
На прошлой неделе состоялась рабочая встреча руководства ТГТУ с руководством Котовского индустриального техникума по вопросам сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Эта встреча стала одной из многих в рамках перехода к практической совместной образовательной деятельности в реализации программ непрерывной подготовки кадров на основе сетевого формата взаимодействия.
Одним из приоритетных направлений деятельности вуза становится подготовка кадров по программам прикладного бакалавриата, которые открывают отличные перспективы для будущих выпускников. Они получают качественную практическую подготовку и хорошую теоретическую базу, что обеспечивает им серьезные конкурентные преимущества на рынке труда. Кроме того, если они обучаются по программе сетевого сотрудничества - колледж-вуз-предприятие – после окончания университета они уже будут гарантированно трудоустроены.
Подробнее об актуальности и преимуществах этой системы нам рассказала проректор по непрерывному образованию ТГТУ, доктор педагогических наук, профессор Наталия Вячеславовна Молоткова.
– Наталия Вячеславовна, что из себя представляет прикладной бакалавриат, почему эта форма обучения приобрела актуальность в наше время?
– Программы прикладного бакалавриата реализуются при сотрудничестве средних специальных и высших учебных заведений, это практико-ориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов. У нас уже есть опыт реализации такой подготовки: ТГТУ является участником-партнером по реализации этих программ в рамках федерального эксперимента на основе сотрудничества с Уваровским колледжем.
Обеспечить качественную практическую подготовку, которая сконцентрирована на овладении рабочими навыками, возможно только при тесном взаимодействии с колледжами и техникумами Тамбовской области. Таким образом, наши студенты, получая высшее образование, осваивают еще рабочие профессии. Например, совместно с Уваровским химико-технологическим колледжем – нашим надежным и стабильным партнером – мы выпускаем ребят по программе прикладного бакалавриата по направлениям подготовки, реализуемыми в Институте автоматики и информационных технологий ТГТУ.
– С какими учебными заведениями среднего профессионального образования уже налажено взаимодействие?
– ТГТУ устойчиво встроен в систему непрерывной подготовки кадров Тамбовской области. Мы являемся участниками каждого образовательно-производственного кластера, которые созданы в регионе: промышленный, транспортный кластеры, кластер строительной индустрии, информационных технологий и другие. Кластеры объединяют под собой образование и производство, и в каждом есть базовые учреждения среднего профессионального образования. У нас налажены долгосрочные эффективные взаимоотношения с колледжами и техникумами Тамбовской области, среди которых Агропромышленный колледж, Строительный колледж, Техникум отраслевых технологий, Котовский индустриальный техникум. Нашими партнерами являются и Приборостроительный, и Многопрофильный колледж и другие. Партнеров достаточно много, с каждым из них мы обговариваем ту модель работы, которая удобна в первую очередь студентам.
– Как происходит зачисление выпускников колледжей и техникумов в университет, есть ли какие-то особенности?
– Когда мы реализуем программы на основе сетевого формата взаимодействия, выпускники организаций СПО поступают в университет на основе вступительных испытаний, проводимых вузом, то есть, не сдавая ЕГЭ, поскольку они поступили в колледж или техникум после девятого класса, а к нам приходят, уже имея уровень среднего профессионального профильного образования.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» формат сетевого сотрудничества и взаимодействия четко прописан. Мы должны, согласно этому закону, принимая студента на образовательные программы, которые реализуются несколькими учебными заведениями, четко обозначать, какое образование он получит, что будет указано в приложении к диплому и какая роль в подготовке специалиста была от лица работодателя. Это и дает студентам определенные гарантии.
– Каким образом формируются учебные программы?
– Они строятся, исходя из потребностей производства. Сетевое взаимодействие предполагает не только общение колледжа и вуза, здесь очень важную роль играют предприятия, поскольку мы готовим специалистов «под заказ». Наши студенты, получая высшее образование, овладевают рабочими специальностями, которые востребованы на конкретных предприятиях. Их стажировки, практики, даже отдельные лабораторные работы и семинарские занятия проходят уже на территории предприятия, они работают на реальном оборудовании, видят, чем им предстоит заниматься в своей будущей профессиональной деятельности и какие задачи решать. Таким образом, мы готовим специалистов высокого уровня, которым не потребуется дополнительное обучение – они уже будут готовы к работе.
– А в чем заключаются основные принципы сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями?
В каких-то случаях обучение происходит по индивидуальному плану, когда студент имеет возможность, надстраивая на свое базовое профильное образование, получить высшее образование, где-то мы используем формат сетевого сотрудничества, когда часть занятий проходит у нас, часть – на базе колледжей и техникумов, часть – на предприятиях. Способы взаимодействия различны, и мы стараемся в каждом отдельном случае найти наиболее эффективный, подходящий алгоритм работы.
– Есть ли у выпускников новой системы обучения какие-либо преимущества?
– Те ребята, которые приходят к нам, уже имея среднее профессиональное образование, более осознанно делают выбор своей будущей специальности. Кроме того, их знает работодатель, он готов их принять, поскольку они умеют качественно работать на том оборудовании, которое есть на наших предприятиях. Выпускники знают перспективы развития этих предприятий и уже имеют четкое представление о том, какие задачи им придется выполнять. С другой стороны, социально-экономическая ситуация достаточно быстро меняется, и эти программы сотрудничества с колледжами и предприятиями дают возможность быстро сориентироваться нашим студентам и выпускникам на рынке труда. То есть, по окончанию вуза у молодого специалиста в портфолио будет не только качественное высшее образование, но и набор рабочих профессий, с которыми его с большей охотой возьмут на работу наши предприятия.
– Какие перспективы работы в этом направлении видит перед собой университет?
– В ближайших планах у нас, конечно, переход на новые образовательные стандарты, где как раз и проявляется степень важности прикладного бакалавра. В этом году мы заявили к набору группы прикладного бакалавриата уже по нескольким направлениям, практически в каждом институте нашего университета. Соответственно, мы будем разрабатывать интегрированные учебные планы с нашими партнерами - колледжами и техникумами, которые занимаются подготовкой специалистов по профильным направлениям, будем пересматривать наши образовательные программы, а также планируем особое внимание обратить на участие в образовательном процессе самих работодателей –ведущих предприятий каждой отраслевой принадлежности в каждом кластере.
В ближайшее время мы планируем активизировать сетевое сотрудничество и при взаимодействии с другими вузами России. И оно не остановится только на уровне колледж-вуз, а перейдет на ступень магистратуры и аспирантуры. Опыт такого взаимодействия у нашего университета есть, в т.ч. и международный.
Беседовала Кристина Ашихмина, редактор газеты ТГТУ "Альма Матер"