Наследники Победителей

В проекте "Наследники Победителей" принимают участие студенты, аспиранты, сотрудники и преподаватели Тамбовского государственного технического университета.

Участники проекта делятся настоящими историями Войны - глубокими и личными, тем самым напоминая, что мы - Наследники Победителей, того самого народа, который одержал Победу в Великой войне. Каждый рассказывает о своем предке - участнике событий 1941-1945 гг., описывает не только его судьбу, но и свое отношение к произошедшему. При этом важным моментом становится подчеркивание Урока, который Наследники извлекают из реальных историй - урока верности, любви, патриотизма, чувства долга.


Военный путь Алексея Ефремовича Горелова

Прошло 70 лет с тех пор,
как прогремели первые салюты Великой Победы, но отголоски той страшной войны мы слышим и сегодня. В наших сердцах живы воспоминания о тех роковых событиях. И не найти такой семьи, где не чтили бы подвиг ушедших на фронт родных и близких, бойцов, которые больше не вернулись домой… Сегодня, в рамках рубрики «Наследники победителей», своими воспоминаниями об отце с нами поделится Александр Алексеевич Горелов, краевед, доцент кафедры прикладной геометрии и компьютерной графики ТГТУ.

 Когда все началось...
 
Когда началась война, мой отец Горелов Алексей Ефремович, был учеником с. Нижний-Шибряй, школы Уваровского р-на. Тогда, в 1941 году, всех мужчин призывали на фронт, а всех женщин, в том числе его маму, то есть мою бабушку отправляли копать рвы под Токаревкой, чтобы немецкие танки не прошли в Тамбов. А отца не взяли, потому что в свои 17 он был единственным механизатором и комбайнером на три колхоза…
 
Сорок третий...
 
Под Новый 1943 год Алексей Ефремович получил повестку. Ему и его одноклассникам выдали аттестаты зрелости и призвали на фронт, несмотря на то, что  им оставалось учиться еще полгода.

Сначала в Уварово, потом поездом в Горький, в танковое училище. Тогда набирали офицерские кадры из призывников со средним обязательным образованием. Не успели они проехать по указанному маршруту и трех часов, как прозвучала команда: «Выходи!». Молодых бойцов быстрым ходом отправили на территорию военного  Тамбовского пулеметного училища, которое тогда готовило командиров взводов пулеметных подразделений.
 
По данным архива за 1942 год, в Тамбовском пулемётном училище обучалось 2300 человек. Отец вспоминал и рассказывал, как нелегко приходилось: «Нас было так много, что негде было заниматься на плац. Большую часть взводов бегом отправляли вдоль линии железной дороги на Мичуринск. А в лесопосадках, которые были по обе стороны железной дороги, через каждые 50 метров для тренировочных занятий располагали взвода. Ночами мы разгружали поезда с ранеными, которые приходили с Воронежского фронта. Каждый вечер и ночь раздавалось: - Подъем! Разгружать раненых! И  приходилось выполнять приказ быстро, незамедлительно, чтобы немецкая авиация нас не накрыла».  
 
Отец рассказывал, как с трудом, но быстро бегали, неся на себе раненых в лазарет. А еще как голодали во время учебы и просились на фронт. Такая у них была учеба.
 
Позже, в 1943 году, уже сержантом Алексея Ефремовича Горелова направили учиться в  Московский институт иностранных языков, где готовили военных-переводчиков для разведки. Там он учил незнакомый английский язык днем и ночью, но такая учеба продлилась недолго. В особый отдел его вызвали через две недели обучения, чтобы направить в стрелковое – пулеметное училище, в городе Кинель. Именно там он доучился до марта 1944 года и за прилежную учебу ему, как отличнику, присвоили офицерское звание младшего лейтенанта.
 
Фронтовой путь
 
Командиром пулеметного взвода в конце марта 1944 года мой отец попал на третий Украинский фронт. Первыми боевыми действиями, в которых он принимал участие, были освобождение Одессы от фашистов. Отец помнил, как они входили в город, как на его глазах горела разбомбленная спичечная фабрика, и каким тяжелым был их бой в порту с немецкими автоматчиками.

Потом было освобождение Молдавии, их часть вышла в Румынию. Он дошел со своим взводом до г. Флоешти, как вдруг их армию направили снова на Западную Украину. Там, в лесах, они пробыли не меньше пяти месяцев. Всех готовили к наступлению.
 
Наступательная операция 
 
14 января 1945 года началось наступление советских войск на Варшаву. О том, как советская армия освобождала всю левобережную Польшу, лейтенант Горелов оставил много воспоминаний и заметок. Целая тетрадь хранит их: в ней он чертежами показал боевые позиции и писал…
 
О войне, о тех событиях, о людях, о наступлениях. Он до глубокой старости помнил все. Он рассказывал, как для него закончилась война. Это было на реке Одер, в одном немецком хуторе. Ночью отец услышал, как кто-то закричал: «Лейтенант! Танки немецкие наступают!» И вправду, вплотную к деревне подходили четыре танка. И всего десять молодых русских бойцов, пулеметчиков, которые первыми успели форсировать Одер... Они заняли оборону, чтобы прикрыть остальную роту.
 
Первый пулеметный взвод незамедлительно стал бить по фашистам из противотанковых ружей. Залпы орудий, вдруг свист, взрыв – рванул снаряд. Резкая, пронзающая боль в правой ноге. Это все, что успел почувствовать Алексей Ефремович Горелов. Прострелянный сапог не сразу удалось снять с себя от боли... Было ясно, что рана глубокая. Разрезав голенище сапога, он увидел на ноге две сочившиеся раны: один осколок прошел насквозь под коленом, а другой чуть ниже. От этих ран на всю жизнь остались глубокие шрамы, которые уже после войны отцом и дедом он показывал их, нам сыновьям, а после - внукам.

Его товарищ по училищу, Павел Гаганов, командир второго пулеметного взвода, вызвал «огонь на себя», чтобы отвлечь немецкие танки. Три из четырех боевых машин развернулись и пошли на него. Тут один из бойцов ударил последним зарядом на удачу, и сбил танк.

Тем временем, рана лейтенанта кровоточила сильнее, ее нечем было даже перевязать. Немедленно было принято решение в сопровождении двух солдат направить его в соседний хутор, где располагался лазарет. Только они начали свое движение, как их стали обстреливать. «Ложись!», - кричали солдаты лейтенанту Горелову, но тот от жуткой боли не мог ни лечь, ни остановиться. Чем дальше он шел, тем громче и ближе слышал звук пролетающих осколков и рядом ложащихся  снарядов. Внезапно обернувшись, он увидел, что на том месте, где залегли его солдаты, нет ничего, кроме огромной черной воронки.
 
Отец дошел до ближайшей немецкой деревни, занятой нашими войсками. Там его встретили свои и оказали первую медицинскую помощь. Но не успели наши осмотреться, как с той стороны, откуда не ожидали, перешли в наступление немцы. Чтобы спасти раненных, не подвергая опасности остальных бойцов, их, вместе с отцом посадили в подвал в одном из немецких домов. И отступили.

Вскоре послышалась немецкая речь. В погребе все зажались в самый темный угол, закрывая рты руками тяжело раненным товарищам. Все замерли. У отца оставалась одна граната, он приготовился вдернуть чеку. Открылась дверь и в дверном проеме показались два немецких автоматчика. После яркого света, заглянув в темноту, они не увидели никого, и не стали спускаться вниз. Немцы заглянули в подвал всего лишь по нужде, и, сделав все свои дела, быстро ушли. Не прошло и двадцати минут, как все, кто был в подвале, услышали стрельбу. Немецкие голоса стихли. Вместо них снова русская речь. Наши вернулись!  

Победа!
 
Великую победу 9 мая лейтенант Горелов встретил в госпитале в Харькове, где пробыл пять месяцев с тяжелым ранением ноги.

Он был удостоен орденов Отечественной войны 2-ой степени за Висло-Одерскую операцию и за Ясско-Кишеневскую операцию орденом Красной звезды.
 
После войны Алексей Ефремович Горелов был лучшим преподавателем физики в г. Тамбове. Потом он работал директором средней школы №18 и был заслуженным учителем школ РСФСР, имел множество наград на педагогическом поприще. 
 
Первая статья об  Алексее Ефремовиче появилась в газете «Тамбовская правда» в январе 1942 года. О том, что ученики Шибряйской средней  школы во главе с бригадиром Алешей Гореловым помогают колхозам вместо ушедших на фронт отцов.
 
Когда я увидел эту статью в Тамбовской правде и снимок, на котором находился мой отец в первых рядах, я был очень удивлен.