Наследники Победителей

На протяжении всего года в Тамбовском государственном техническом университете реализуется проект "Наследники Победителей". В проекте принимают участие студенты, аспиранты, сотрудники и преподаватели Тамбовского государственного технического университета. Участники проекта делятся настоящими историями Войны - глубокими и личными, тем самым напоминая, что мы - Наследники Победителей, того самого народа, который одержал Победу в Великой войне.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию заключительную историю проекта. Повествование будет вестись от лица бабушки Анастасии Викторовны Скребневой, начальника Управления коммуникационной политики ТГТУ. Валентина Васильевна Верольская (1929 года рождения) расскажет историю своего брата, своей семьи, вспомнит военные годы.

 Детство 

Мой брат Константин Васильевич Терехов родился 30 ноября 1927 года в семье крестьян в селе Ковылка Кирсановского района Тамбовской области. К началу Великой Отечественной войны он многое умел делать: гонять в ночное лошадей, пахать, сажать картошку, любил помогать старикам, привозил им дрова, воду, помогал по хозяйству. Он всегда очень любил читать.

Когда началась Великая Отечественная война, вся наша семья помогала родному колхозу «Подъем» собирать урожай. Костя на фуре возил на ток снопы ржи, пшеницы, бегал на станцию «Иноковка» смотреть на проходящие эшелоны, отправляющиеся на войну с немецко-фашистскими захватчиками. Вскоре он вовлек и нас, сестер, носить подарки солдатам и офицерам, которые ехали на войну. Мы, дети, носили гостинцы эвакуированным, проезжающим мимо нашей станции. «Идите, идите за горячей картошкой! Бесплатно, скорее!», - кричали мы. Иногда солдаты давали нам сахар, которые мы несли маме, а она делила на всех.

Война

В декабре 1941 года папа был призван в армию и скоро на своей станции мы попрощались с ним. Увидеть его нам удалось только в сентябре 1946 года после демобилизации.

С эвакуированными детьми мы дружили, помогали им выучить пропущенное и догнать нас. Наш директор Дмитрий Васильевич Севостьянов был призван в армию, где был переводчиком, так как он хорошо знал немецкий язык и преподавал его нам. В сентябре 1941 года мы отказались учить немецкий язык, ссылаясь на то, что немцы убивают наших отцов, братьев. Дмитрий Васильевич помог нам понять нашу ошибку.

Когда в село после выздоровления приезжали раненые, мы все мчались в эти семьи узнать, как себя чувствует выздоравливающий. Костя организовывал нас помогать семьям, которые потеряли родителей. Мы стояли около почты и смотрели, когда выйдет наш почтальон. У нее мы спрашивали: «Есть ли сегодня похоронки?». Если они были, то сразу же бежали в эти семьи и помогали справиться с большим горем – уговаривали, помогали детям этих семей в учебе, наводили порядок в доме, Костя часто чинил им валенки, ухаживал за скотом. Самое главное, выполняя эту работу, мы пропитывались ненавистью к врагу, разрушившему нашу жизнь.

Костина война

В 1942 году Костя был отправлен в Москву на обучение в школу фабрично-заводского ученичества. Тяжело было расставаться с ним. Мы знали, что в Москве многие голодают. Ребята из нашего села прожили в ФЗУ более месяца, а потом прибежали домой – худые, голодные и когда их пробовали вернуть на учебу, то они категорически отказались.

Костя окончил седьмой класс и стал готовиться к армейской службе. В январе 1944 года он получил повестку из райвоенкомата: его отправляли на обучение в танковую школу на Урале. Вскоре пошли письма: «Мама, я хочу есть, очень голодно». Мама стала искать пути как отправить сыну продукты, хотя их в семье было мало. Особенно обижался пятилетний брат Володя: «Я тоже хочу яички, а вы их отправили Косте», а когда он увидел сухари, которые сушились для Кости, то стал жалобно просить: «Дайте мне сухарей». Трудно было уговорить его, объяснить, что Косте трудно, надо помочь.

В начале апреля ребят отправили на Запад для борьбы с немецкими оккупантами. Однако в этот момент пришло известие об окончании войны в Европе. Состав развернули на Восток. Поезд мчал молодых бойцов в город Чита в Забайкалье. Советский Союз начал выполнять свое обещание помочь США и Англии победить японских самураев.

Мой брат Костя был водителем одного из наступающих танков, его друг Илья Кузнецов был артиллеристом. Отряду, в котором они служили, надо было пройти пустыню Гоби, Хинганский хребет и выйти к Владивостоку. Отряд был частью шестой танковой армии.

9 августа 1945 года из штаба Забайкальского фронта поступил приказ о начале наступления. Шестая армия, как и все войска, сосредоточенные на Дальнем Востоке и Забайкалье, пошли в наступление.

Брат рассказывал, что когда они шли по пустыне даже танкам приходилось очень трудно. Жара в танке достигала 45-50 градусов. Воды нет. Все колодцы пусты. Пот застилал глаза. Вся одежда была мокрая. За сопками, которые находились в этих местах, скрывался враг и часто навязывал бои. Гвардейцы армии оказывали сопротивление, а потом взяли инициативу в свои руки и до конца войны не выпускали ее.

В одном из боев Костя был ранен в левую ногу. По сути, икра ноги была вырвана (всю жизнь его мучили судороги в этой ноге). Он был отправлен на лечение в госпиталь города Хабаровска. К этому времени война была окончена (17 августа 1945 г.) и их часть была отправлена для прохождения службы в Порт-Артур, где они находились до лета 1951 года.

После войны

Летом 1951 года Костя был демобилизован. Медаль «За победу» сияла на его груди. Нашей стране требовались рабочие в нефтяной промышленности и солдатам, демобилизующимся из Порт-Артура, предложили поехать на Кавказ в город Грозный работать на нефтеперегонном заводе. Все это Костя описал родителям в письме. Папа не мог больше жить в разлуке с сыном. 10 лет друг без друга, 10 лет отец без сына, сын без отца.

Продав все, родители переехали в город Грозный, где теперь работал их сын. 13-летний братишка Коля, глядя на отца и брата шутил: «Западный и Восточный фронты встретились». Папа говорил, что теперь он спокоен: он наконец увидел сына.

Костя перешел на работу в Грозненский нефтяной институт – электриком. Он не только следил за бесперебойной системой электроснабжения, но и помогал ученым в устройстве различных узлов их приборов при проведении экспериментов. Женился на хорошей девушке – учительнице Анне Степановне из Забайкалья. У них родились две прекрасные дочки: Валя и Таня.

Умер Костя в 1992 году в городе Павлограде, куда семья вынуждена была переехать и проживать, так как приближалась чеченская война.