Сессия: вопросы и ответы
Зимним днем, когда дома в белых пуховых шапках теснятся поближе друг к другу, стараясь согреться на морозе, и в воздухе чувствуется свежесть новогодних перемен, мы встретились с д.п.н, профессором, начальником Управления образовательных программ Еленой Александровной Ракитиной. Уютная атмосфера ее кабинета располагала к искренней беседе о вопросах, волнующих студенческое сообщество.
– Период сессии всегда совпадает с новогодними праздниками, а студентам в это время приходится больше думать о научных дисциплинах. Как Вы считаете, возможно ли в будущем изменить существующую традицию, или этого делать не следует по объективным причинам?
– Сессия для студентов, как и зима для всех россиян, всегда наступает неожиданно. Поэтому совершенно не принципиально, когда она начнется по графику учебного процесса, – все равно одной недели всегда не будет хватать, чтобы дописать курсовую, сдать все рефераты и задания, подготовить отчет и прочее. Новогодние праздники, на мой взгляд, наоборот, подстегивают студентов – ведь никому не хочется входить в новый год «с хвостами» (даже если новый год – «год петуха»). А потом, студенты – народ энергичный и предприимчивый, они, если захотят, то все успевают – и хорошо учиться, и весело отдыхать.
– Образование в последние годы претерпевает модернизацию. ТГТУ тоже на гребне волны перемен. Что, по-Вашему, кардинально поменялось в оценивании качества знаний студентов в институтах вуза?
– Мы – государственный вуз, а потому ФГОС для нас являются основными нормативными документами. Сегодня они ориентированы на формирование (а, следовательно, и оценку) определенных компетенций, но это не значит, что что-то кардинально поменялось в оценивании качества знаний. Ведь компетенции – это сплав понимания, знаний, умений, навыков и опыта их применения для решения задач и принятия решений. А именно эти компоненты всегда лежали в основе системы профессиональной подготовки в России. Отличие, пожалуй, в следующем: с точки зрения педагогики, ориентация на компетентностную парадигму предполагает, что итоговая оценка как по отдельной дисциплине, так и по результатам Государственной итоговой аттестации должна носить комплексный характер, определяющий готовность применять полученные знания и опыт в профессиональной деятельности. Поэтому постепенно меняются оценочные средства и наряду с привычными уже тестами, ответами по билетам все чаще используются кейсы, проектные задания и т.п. Не случайно в нормативных документах по основным профессиональным образовательным программам все большее значение отводится фонду оценочных средств.
– Что Вы можете сказать о балльно-рейтинговой системе оценивания? В чем ее плюсы и минусы? Оправдывает ли она себя в современных условиях?
– Балльно-рейтинговая система, как говорит само название, включает два компонента: накопительную систему оценивания достижений обучающихся, выраженную в баллах, и систему использования этих балов при подсчете рейтинга студента среди его сокурсников. Первая составляющая в той или иной мере использовалась всегда, если опираться на мой собственный опыт обучения, а потом и преподавания. Преподаватель, заинтересованный в хорошей подготовке студентов по своему курсу, выстраивает систему текущего контроля так, чтобы, приходя на экзамен, хорошо знать достигнутые успехи, старательность, потенциал своих студентов. Результаты экзамена при этом носят вполне закономерный характер, по максимуму устраняя элемент случайности (практически не готов, но попал хороший билет или, наоборот, материалом хорошо владею, но излишнее волнение или плохое самочувствие не позволяют продемонстрировать это в полной мере). Кроме того, система накопительных баллов снижает возможность проявления субъективного подхода преподавателя к студенту (да и студента к преподавателю тоже). Поэтому балльная система понятна и привычна многим преподавателям и дает более объективную картину уровня подготовки.
Что касается второй составляющей – рейтинговой оценки – то, на мой взгляд, ее потенциал пока в полной мере не раскрыт. В соответствии с локальными нормативными актами университета рейтинг студента в числе других показателей используется при выдвижении студента на именные стипендии, при отборе в магистратуру и аспирантуру. Но его основная функция – дать дополнительную информацию работодателю – пока не реализуется.
– С советских времен лучшие студенты по некоторым дисциплинам во время сессии оценивались особенно, получая, так называемый, «автомат». Должно ли это иметь место быть?
– Возможность сдать экзамен «автоматом» – очень большой стимул. Поэтому такую возможность можно только приветствовать (если она действительно подкреплена систематической успешной работой студента на протяжение всего семестра). Механизм получения оценки «автоматом» в условиях балльно-рейтинговой системы достаточно прозрачен и им может воспользоваться любой – было бы желание. Так называемые «премиальные баллы» (если они предусмотрены преподавателем) позволяют получить даже «отлично» без непосредственной сдачи экзамена. А главное, «правила игры» известны уже вначале семестра, так что у студента есть вся информация, чтобы организовать свою учебную деятельность так, чтобы максимально облегчить себе непростую сессионную пору.
– Что бы Вы хотели пожелать студентам ТГТУ в Новом году?
– Побольше радости и оптимизма. Научись радоваться тому, что тебя окружает, и даже трудные дела и серьезные проблемы окажутся легче. А еще хороших друзей и понимающих преподавателей, которым удается увлечь в потрясающе интересный и захватывающий процесс познания мира, частичкой которого мы являемся.
- Беседа с выпускником ТГТУ
- Аспирант ТГТУ создал уникальную систему управления электронным документооборотом научно-образовательного учреждения