ТГТУ: ступени экологического образования
В этом году в Российской Федерации исполнится 10 лет традиции посвящать каждый год какой-либо сфере для фокусирования на ней всеобщего внимания и достижения определенных важных целей. В стране уже прошли Год семьи, Год российской космонавтики, Год культуры и другие. 2017 год – Год экологии.
Согласно указу Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. N 392 это связано с вековым юбилеем основания в стране первого государственного природного заповедника. Но это не единственное обстоятельство, послужившее привлечению внимания общественности к вопросам экологического развития нашей страны, сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Огромное значение в рамках экологической сферы занимает система образования и воспитания – школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от успеха или неудачи в образовании, зависит, справятся ли с экологической проблемой будущие поколения.
Ключевым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания являются и высшие учебные заведения. Ведущие специалисты педагогики считают необходимым, чтобы преподаватель, занятый экологическим образованием и воспитанием, постоянно имел перед собой определенную сверхзадачу: знания выпускника вуза должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе. Именно это на всех ступенях образования помогает реализовывать Тамбовский государственный технический университет.
Уровень современного школьного образования в целом и экологического в частности во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Таким оригинальным аспектом выступает проект ТГТУ «Университет открытий». Проект ориентирован на детей среднего школьного возраста. Занятия в университете – это встречи современных ученых и специалистов в разных областях науки с детьми 10−14 лет, подобные встречи не только раздвигают границы школьной программы, но и побуждают к творчеству, к познанию окружающего мира и развитию самого себя. В рамках данного проекта есть модуль «Экология в нашей жизни», осваивая который «маленькие студенты» получают не только новые знания, но и пробуют себя в роли экспертов: проводят свои собственные исследования под чутким руководством преподавателей ТГТУ.
Для детей постарше технический университет предлагает профессиональные пробы. Учащиеся девятых классов школ заранее выбирают по три направления профессиональных проб, одним из которых может быть и направление по экологии. Ведь очень важно, чтобы школьник вступал во взрослую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, понимая, как в будущей профессиональной деятельности возможно соответствовать этим установкам и нормам. Ученик должен твердо усвоить, что изучаемый им предмет связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и качеством жизни всего человечества. Именно поэтому Тамбовский государственный технический университет тесно взаимодействует со школами и по вопросам экологического образования. В частности, продолжая развитие профильного обучения старшеклассников, ТГТУ в этом учебном году получил еще одного партнера - заключен договор о создании профильного экологического класса с Инжавинской средней общеобразовательной школой. В рамках договора предполагается, что школьники смогут приезжать в технический университет осваивать новые теоретические знания и работать на современном оборудовании экологического контроля. Для ребят открывается возможность изучения новейших систем, особых тонкостей работы на лабораторных установках солнечной, ветровой и тепловой экологической энергетики.
В рамках непрерывной системы образования ТГТУ взаимодействует также с с Политехническим лицеем-интернатом ТГТУ, с Центром образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова и Лицеем №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина. С ними проводятся совместные мероприятия, нацеленные на экологическую составляющую образования молодого поколения.
Реализуя задачи модернизации системы профессионального образования на основе кластерно-отраслевой ориентации и сетевого взаимодействия Технологический институт ТГТУ поддерживает контакт с ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж». Студенты института параллельно с освоением программы бакалавриата в ТГТУ дополнительно проходят обучение в колледже по освоению рабочей профессии «Лаборант-эколог». Данный проект реализуется с 2014 года. За это время дипломы «Лаборанта-эколога» 3-го и 4-го разряда уже получили более 40 человек. В настоящее время обучение проходят еще 24 студента университета.
В Технологическом институте реализуются образовательные программы бакалавриата «Экология и природопользование» (профиль Экологическая безопасность), «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (профили «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» и «Основные процессы и оборудование нефтехимических производств»), «Техносферная безопасность» (профили «Инженерная защита окружающей среды» и «Защита в чрезвычайных ситуациях»), а также магистерские программы «Комплексное использование водных ресурсов», «Промышленная безопасность», «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов». Разработана и реализована магистерская программа «Инновационные технологии в сфере энергосбережения и экологического контроля» совместно с университетом г. Генуя в рамках проекта "GREEN MASTER". Также в рамках данного проекта была открыта Межинститутская лаборатория «Энергоэффективность и экологический контроль». В Лаборатории обучающиеся знакомятся с альтернативными методами получения и использования энергии, которые распространены в Европе.
Затрагивая тему экологического образования, важно отметить профильную кафедру ТГТУ - «Природопользование и защита окружающей среды». Основанная в 2003 году на базе кафедры «Химия и промышленная экология», кафедра была четко ориентирована на подготовку инженеров-экологов для экономики устойчивого развития России на основе использования современных педагогических технологий, эксклюзивного лабораторного оборудования, участия преподавателей и студентов в выполнении приоритетных научных заданий и программ международной академической мобильности. Руководитель кафедры – заслуженный работник высшей школы РФ, д.т.н., профессор Николай Сергеевич Попов является членом научно-технического совета по Экологии при Администрации Тамбовской области, членом диссертационных советов по специальности «Информационные системы и процессы» в ТГТУ, членом редакционной коллегии журнала «Экология и промышленная безопасность»; научным редактором журнала «Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского».
Стратегическая цель развития – дать выпускникам лучшее в стране экологическое образование. Образовательная деятельность кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» выстраивается в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации – «Рациональное природопользование», «Науки о жизни», «Энергоэффективность и энергосбережение», а также идеями «Стратегии – 2020», и планами «Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г.» и, безусловно, этому соответствует. Студенты ежегодно принимают участие в различных научных конкурсах и конференциях, получая награды в рамках конкурсов выпускных квалификационных работ, конкурсов на Городскую стипендию имени Э.Х. Икавитца в области биологии, химии, медицины (г. Тамбов), открытого Всероссийского конкурса стипендий Фонда имени В.И. Вернадского (г. Москва), всё это доказывает конкурентоспособность студентов, их творческий и научный потенциал.
Если говорить о подготовке кадров высшей квалификации, то на кафедре «Природопользование и защита окружающей среды» реализуется программа подготовки аспирантов и докторантов по направлениям «Экология» и «Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий». Аспиранты занимаются проблемами контроля и качества наземных и подземных вод, решают вопросы по разработке инновационной технологии очистки природной воды до уровней, пригодных для использования, участвуют в конкурсах, занимают призовые места.
Отрадно отметить, что более десяти лет ТГТУ является системообразующим вузом Ассоциации «Объединенный университет им. В.И. Вернадского». Ассоциация стала одним из основных научных центров теории и практики ноосферной безопасности и устойчивого развития, базирующихся на фундаментальных положениях учения В.И. Вернадского. В Ассоциацию входят образовательные учреждения и научно-исследовательские организации Тамбовской, Воронежской, Кировской, Московской областей и других регионов России. Именно Ассоциация является флагманом развития экологического образования, предопределяет новые цели, формирует основные пути их достижения.
В этом году в Тамбовском государственном техническом университете планируется целый спектр мероприятий, направленных на развитие проектов и новых научных идей экологической направленности. Озвучим лишь некоторые: Исследовательский проект «В.И. Вернадский и его ученики: новые исследования в региональных архивах», Исследовательский проект «Факторно-аналитический подход в проектировании содержания профессиональной подготовки инженера-эколога», Межвузовская олимпиада по естественнонаучным дисциплинам, Всероссийский Вернадовский конкурс электронных учебно-методических пособий по экологии, Международная научно-практическая конференция-форум имени В.И. Вернадского «Проблемы ноосферы и устойчивое развитие регионов», IV Ежегодный автопробег «Экологические маршруты», Открытый конкурс Центрального федерального округа по выпускным квалификационным работам экологической тематики, XII Межвузовская научная студенческая конференция «Проблемы техногенной безопасности и устойчивого развития», Всероссийский Вернадовский конкурс научных достижений в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
На сегодняшний день экологическое образование в России должно отвечать интересам населения и соответствовать мировым тенденциям в данной области. Экологическое образование Тамбовского государственного технического университета развивается с учётом международных, национальных и региональных экологических и природоресурсных особенностей. Создание соответствующего кадрового обеспечения – основная, приоритетная цель в осуществлении экологической безопасности как важной составляющей национальной безопасности. Тамбовский государственный технический университет имеет все необходимые ресурсы для решения данной первостепенной задачи.
Автор: Валерия Балакова