Больше знаний – выше рейтинг

Одним  из самых значимых событий в новом учебном году для студентов технического университета стало введение балльно-рейтинговой системы оценки достижений обучающихся. Это коснулось, прежде всего, студентов первого курса очной формы обучения. Тех, кто начинал учиться по традиционной схеме, эти нововведения не затронут. Балльно-рейтинговая система не нова для ТГТУ: уже на протяжении двух лет успешно проходит эксперимент по ее внедрению в Институте экономики и качества жизни. Ее использование способствует повышению объективности оценки знаний студентов, мотивации их к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплин в течение всего семестра, к исследовательской деятельности, повышению их социальной активности.

Мы решили подробнее расспросить об особенностях системы помощника ректора по учебно-методической работе Елену Александровну Ракитину.

– Елена Александровна, в чем главная особенность такого подхода к оценке знаний студентов?

– Балльно-рейтинговая система – это всесторонний мониторинг успеваемости обучающихся, их самостоятельной работы, участия в научной деятельности. Необходимость внедрения такой системы вытекает из требований ФГОС ВПО (стандарты третьего поколения). В соответствии со стандартами акцент с аудиторных занятий переносится на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Преподаватель может и должен помочь правильно ее организовать и объективно, с помощью «независимых» инструментов, оценить, чего достиг студент за время прохождения курса.

– В чем преимущество баллльно-рейтинговой перед традиционной системой?

– Значительно повышается объективность оценки. Заранее преподавателями разрабатываются критерии оценки и контрольно-измерительные материалы. Эти критерии доводятся до сведения студентов на первом-втором занятии. Студент, зная как и с помощью каких средств будут оценивать его знания и умения по всем дисциплинам, может определить, что для него наиболее важно и первостепенно, распределить интенсивность работы в течение семестра. Такой подход исключает проблему субъективного отношения: критерии оценки и контрольные мероприятия одинаковы для всех обучающихся.  Еще одно важное преимущество: согласно положению, которое принято в ТГТУ, если студент из-за болезни или по другим уважительным причинам не смог вовремя выполнить задание, у него есть возможность по договоренности с преподавателем сделать это позже, в удобное время. В этом случае он не «теряет» баллы.

– Возникают ли какие-то сложности при переходе на новый способ оценки  у преподавателей или студентов?

– Скорее есть свои особенности для преподавателей. Им необходимо решить две основные задачи. Первая: как разработать весь комплекс контрольно-измерительных материалов с учетом специфики конкретных групп и особенностей стандартов каждого из направлений подготовки. Вторая:  преподаватель должен систематически –  желательно на каждом занятии – оценивать работу студента:  полноту ответов на вопросы,  степень вовлеченности в дискуссию, своевременность сдачи контрольных и лабораторных работ и т.п. Но, несмотря на это, эксперимент в Институте экономики и качества жизни показал, что по такой системе интереснее работать и студентам и преподавателям.

– Какое количество баллов студенту необходимо набрать за семестр?

Студент может набрать максимум 100 баллов по каждой дисциплине: 60 баллов – за работу в течение семестра и 40 баллов – по результатам итоговой аттестации.

– Что входит в текущую аттестацию?

Посещение лекций, активность на практических занятиях, выполнение контрольных, лабораторных,  рассчётно-графических работ, заданий для самостоятельной работы, результаты тестирования, а также участие в конференциях, в выполнении проектов и др. В рамках дисциплины могут проходить конкурсы и олимпиады, за которые есть возможность получать бонусные баллы. В зависимости от специфики дисциплины у каждого преподавателя может быть свой набор контрольных мероприятий.

– Как выглядит итоговая аттестация?

– У нас работает шкала оценивания во время сессии: 40-60 баллов, набранных студентом по результатам текущей работы в семестре и ответа на зачёте или экзамене, – это «удовлетворительно», 61-80 баллов – «хорошо» и 81-100 – «отлично». Если в течение семестра студент набирает более 40 баллов, он может согласиться на зачет «автоматом». То же самое касается  экзаменов: если студент набрал порядка 50 баллов,  у него есть возможность получить сразу «удовлетворительно». Но мы, как правило, студентам не рекомендуем такую схему, потому что итоговый рейтинг оценивается по общему количеству баллов, и если он согласится на зачет или экзамен «автоматом», то он потеряет баллы в рейтинге.

– Для чего нужен и на что влияет рейтинг?

– Помимо того, что это хороший стимул  для студентов, позиция в рейтинге  влияет на получении именных, областных и правительственных  стипендий.  Кроме того, если у направления подготовки есть несколько профилей, те студенты, которые занимают первые строчки рейтинга, могут сами выбрать  профиль, всех остальных рекомендует кафедра.

– А что происходит с теми, кто не смог набрать нужного количества баллов к концу семестра?

– Если студент в течение семестра за текущую и итоговую аттестацию набирает меньше 40 баллов, вопрос о дальнейшем продолжении обучения передается на рассмотрение комиссии, которая может дать ему дополнительное время на сдачу, либо предложить пройти повторное обучение на этом курсе.

– Где студенты могут посмотреть рейтинг их успеваемости?

– На сайте ТГТУ (http://tstu.ru/) есть личный кабинет студента. Каждый студент может зайти с помощью пароля и посмотреть журналы успеваемости своей группы. Первая контрольная точка – 25 октября. К этой дате на сайте появятся первые результаты успеваемости студентов в этом семестре.

 Мнение студента

Нарине Бичахчян, студентка  группы БЭУ31 Института экономики и качества жизни:

«Балльно-рейтинговая система имеет плюсы и минусы.
Плюс в том, что если ты на занятиях работаешь, стараешься – это оценивается по достоинству, и таким образом, можно уже заранее предположить, какую окончательную оценку получишь на экзамене или зачете. Минус – по некоторым дисциплинам эта система не очень эффективна: требуется доработка по методам начисления баллов.
Но в целом такой подход, безусловно, расширяет возможности для творчества и саморазвития. Я стараюсь брать дополнительные задания, составляю кроссворды, готовлю доклады, составляю тесты по дисциплине, чтобы накопить больше баллов. Если студент желает получить хорошую
оценку, он будет стремиться к этому. Это уже личный выбор каждого».

Беседовала Кристина Ашихмина, редактор газеты ТГТУ "Альма Матер".