В Италию! Учиться!
Молодые преподаватели из ТГТУ участвовали в программе интенсивной переподготовки в университете г. Генуя. В течение двух месяцев четыре аспиранта из ТГТУ учились в одном из крупнейших университетов Италии в рамках программы ТЕМПУС, проект «Greenma».
«Greenma» – один из проектов, финансируемых программой Европейского Союза ТЕМПУС, направленной на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах, не членах ЕС. Обучение аспирантов представляло собой интенсивный курс по направлению «Энергосбережение для защиты и мониторинга окружающей среды». Своими впечатлениями о том, как проходил процесс обучения и результатами поездки поделился Илья Куркин, аспирант и сотрудник кафедры «Конструирование радиоэлектронных и микропроцессорных систем» (КРЭМС) Института энергетики, приборостроения и радиоэлектроники.
– Илья, для начала расскажи, кто мог принять участие в поездке и что для этого нужно было сделать?
– Программа рассчитана на молодых сотрудников университета, исследователей, у которых тема научной работы связана с энергоэффективностью или защитой окружающей среды. Для участия в проекте необходимо было составить резюме европейского формата и пройти конкурсный отбор. В феврале 2013 года преподаватели университета г.Генуи и координатор проекта «Greenma» приезжали в Тамбов для проведения собеседования по темам наших диссертаций. После окончания конкурса началась подготовка необходимых документов для вылета в Италию и участия в программе, чем занимались сотрудники Управления международных связей ТГТУ, за что им огромное спасибо.
– Чего ты ожидал от поездки? Оправдались ли твои ожидания?
– В первую очередь, я ожидал получить новую информацию для решения задач исследования. Мне хотелось сравнить различные подходы к решению сходных проблем у нас и за рубежом, получить дополнительную информацию по новым для меня дисциплинам, таким как строительство, гидравлика, генерация энергии. Мои ожидания в основном оправдались. Я посмотрел на оборудование, которое используют в лабораториях университета Генуи, ознакомился с проводимыми там исследованиями и применяемыми методами. Это обучение помогло мне наладить общение с коллегами из смежных областей. Я приобрел некоторые базовые представления о проблемах энергосбережения в строительстве, теплоснабжении, узнал об альтернативных источниках энергии, оптимизации их применения и многом другом.
– В каком формате проходило обучение, и какие темы обсуждались на занятиях?
– Обучение представляло собой лекционный курс, занятия проходили по восемь часов в день. Проводились практические занятия по интересам на различных кафедрах и в подразделениях университета, были проведены экскурсии для всей группы на предприятия «ItalianCoke» (крупнейший в Италии производитель кокса) и Итальянский институт сварки («IstitutoItalianodellaSaldatura»). Что касается тематики лекций, в курс было включено большое количество разноплановых предметов, от строительства и правового регулирования проблем экологии в Евросоюзе до получения биотоплива, использования геотермальных источников энергии и расчета рентабельности производства. Все предметы группировались по следующим модулям: стандартизация навыков (практически у всех участников проекта разное базовое образование по направлениям: физика, гидравлика, теплотехника, промышленное и гражданское строительство, архитектура, экология, и т.д.); законы сохранения массы и энергии; традиционные источники энергии; возобновляемые источники энергии: меры энергосбережения в процессах производства; правовое регулирование; возобновляемые источники энергии (ветряная и гидроэнергетика); основные цели применения MEEP (план управления энергоэффективностью); экономика в энергетике и методологии исследования.
– Преподаватели были иностранные, мешал ли общаться языковой барьер? Как происходило взаимодействие с лекторами?
– Хотя большинство преподавателей итальянцы, рабочий язык был английский. В основном, занятия проводились в виде лекций, но были семинары и дискуссии, где участники могли проявить активность, задать вопросы и завязать обсуждение.
– Как ты считаешь, полученные знания можно применить у нас в России?
– В строительстве – проблематично из-за разных климатических условий. Все остальное вполне применимо. Наука универсальна, физические законы не меняются в зависимости от страны и используемого в ней языка.
– Как видно, поездка была очень познавательной. Какие преимущества получили участники программы?
– Поездка в университет Генуи – это первый этап обучения в рамках проекта «Greenma». Второй этап начнется в будущем году на базе одного из европейских университетов членов консорциума. После окончания второго этапа участникам выдадут диплом Генуэзского университета и в сентябре 2014 года молодые преподаватели начнут обучать магистров программы «Инновационные технологии для энергосбережения и мониторинга окружающей среды». В данный момент все участники программы должны написать научный отчет о применении полученных знаний всобственных исследованиях.
Материал подготовил Михаил Самодуров, студент кафедры "Связи с общественностью" ТГТУ