История строительного образования на Тамбовщине

За свою историю Институт архитектуры, строительства и транспорта (АрхСиТ) прошел путь развития от строительного факультета, где велась подготовка по двум специальностям, до крупного научно-образовательного центра по архитектуре, строительству и транспорту, известного не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

В этом году пятидесятилетний юбилей своей научно-педагогической деятельности отмечает человек, который стоял у истоков строительного образования на Тамбовщине - к.т.н., профессор кафедры «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ Олег Борисович Демин. Из этих  пятидесяти  сорок лет он отработал в Тамбове. С 1982 года по 2011 год он занимал должность заведующего кафедрой «Строительство зданий и сооружений», затем кафедрой «Архитектура и строительство зданий», с 1994 года по 2010 год – декана архитектурно-строительного факультета, с 1994 года – научным руководителем Научно-технического центра по проблемам строительства и архитектуры Тамбовского государственного технического университета.

Его работа неоднократно отмечалась благодарностями администрации Тамбовской области: почетной грамотой администрации г. Тамбова, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России», а также многими другими. Олег Борисович также был избран советником Российской академии архитектуры и строительных наук по архитектуре, а в 2004 году указом Президента Российской федерации получил звание «Заслуженный строитель России».

В интервью он поделился опытом и историей становления образования в том виде, в котором оно существует в настоящее время.

- Олег Борисович, Вы стояли у самых истоков строительного образования в регионе. Именно под вашим руководством в ТИХМе была организована подготовка инженеров-строителей и архитекторов для Тамбовской области. Расскажите про то время, почему было принято решение начать готовить таких специалистов на базе ТИХМа?

В конце семидесятых годов прошлого века в  Тамбовском регионе накопилось много проблем, для решения которых требовалось резкое ускорение темпов развития промышленности, сельского хозяйства, увеличение темпов строительства жилья. На территории области предстояло построить или реконструировать десятки крупных промышленных предприятий, несколько десятков крупных агропромышленных комплексов. Решение этих проблем требовало в первую очередь развития строительного комплекса, создания и развития таких крупных строительных организаций как тресты "Тамбовхимпромстрой", "Тамбовжилстрой", "Тамбовагропромстрой", "Тамбовоблсельхозстрой", "Мичуринсксельстрой" и других. Выполнить поставленные задачи можно было, имея достаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров. В Тамбовской области подготовку строителей вели одно профучилище, которое готовило рабочих строительных специальностей и Моршанский строительный техникум, который готовил техников-строителей. Кроме них, незадолго до этого в Тамбове был открыт Учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного инженерно-строительного института. Решить проблему кадров эти учебные заведения не могли.

Для того чтобы укомплектовать строительные организации, в первую очередь инженерами-строителями,  по инициативе руководителей области Министерством образования Российской федерации было принято решение об организации подготовки строителей с высшим образованием в Тамбовском институте химического машиностроения, теперь Тамбовском государственном техническом университете. Этим приказом Министерства предусматривалось подготовка строителей по двум специальностям: "Промышленное и гражданское строительство" и "Сельскохозяйственное строительство" с ежегодным набором на первый курс 100 человек. Приказ Министерства образования был подкреплен решением Тамбовского облисполкома, которым  предусматривался целый комплекс мероприятий по созданию материально-технической лабораторной базы учебного процесса, комплектованию преподавательского коллектива.

Наиболее сложно было обеспечить учебный процесс высококвалифицированными кадрами преподавателей по специальным строительным дисциплина таким, как "Архитектура гражданских и промышленных зданий", "Строительная механика", "Строительные конструкции", "Технология строительного производства", "Организация, планирование и управление строительством", "Механика  грунтов, основания и фундаменты", "Экономика строительства" и другие.  Решением Тамбовского облисполкома предусматривалось выделение квартир для приглашенных высококвалифицированных преподавателей, в тот момент в области не было ни одного кандидата наук, доцента по строительному профилю.

Ректоратом института, ректором Минаевым Г.А. была проделана колоссальная работа по началу учебного процесса: был  организован набор студентов на первый курс, было зачислено на первый курс по  50 человек на каждую специальность, создан сначала на общественных началах  деканат строительного факультета, который возглавил кандидат наук Однолько В.Г., преподаватель кафедры "Гидравлика и теплотехника". Для обеспечения учебных дисциплин первого курса были привлечены наиболее опытные преподаватели института, которые обеспечивали преподавание дисциплин первого курса: высшей математики, теоретической механики, сопротивлению материалов. инженерной геодезии и другие. Это Потоков Е.Г., Однолько В.Г., Зенина Л.И. и другие.

Вот и я в это время, в октябре 1979 года получил от ректора института Минаева Г.А. предложение  организовать   подготовку инженеров-строителей по дисциплинам профессиональной подготовки в Тамбовском институте химического машиностроения. В то время я вместе женой работал в Саратовском политехническом институте доцентом, заместителем заведующего кафедрой "Архитектура". Получив предложение, мы дали свое согласие на переезд в Тамбов, тем более что, мои родители в этот момент жили в нем.

 В феврале 1980 года переехал в Тамбов и приступил к работе в Тамбовском институте химического машиностроения. Необходимо было не просто организовать подготовку, надо было организовать подготовку на самом современном уровне. Надо было подготовить таких специалистов,  которые смогли бы успешно решать задачи современного проектирования, строительства, реконструкции жилых, общественных, производственных и сельскохозяйственных зданий, смогли бы успешно справиться с задачами развития нашего региона. Условий для этого в институте было мало, нужно было создавать все практически с нуля. Для начала надо было: во-первых, отремонтировать выделенные для строителей арендованные помещения, оснастить оборудованием   учебные лаборатории по ряду специальных дисциплин (инженерная геодезия, инженерная геология, строительные материалы, Далее необходимо было обеспечить учебный процесс преподавателями, организовать профилирующую кафедру, обеспечить первый выпуск специалистов инженеров-строителей.

В 1982 году была организована выпускающая кафедра "Строительство зданий и сооружений". Я был избран заведующим кафедрой, первыми преподавателями кафедры стали Зенина Л.И., Демина А.В., Ярцев В.П. Для преподавания специальных дисциплин через Министерство образования по распределению были направлены 10 молодых  специалистов, лучшие выпускники ведущих вузов: Московского и Пензенского инженерно-строительных институтов, Московского архитектурного и Саратовского политехнического институтов.   Среди них были Грязнова Н.В., Ленский Б.А., Умнова О.В., Любимова Т.И., Шкулева И.М., Ляпин Н.И. и другие. Именно им пришлось приложить много усилий чтобы качественно обеспечить проведение  учебного процесса, проведение лекционных, практических и лабораторных занятий, подготовить наших студентов первых наборов к дипломному проектированию.

- Сегодня Институт архитектуры, строительства и транспорта имеет мощную базу для подготовки специалистов, выпускники работают на крупнейших объектах по всей стране и в других странах, множество наград свидетельствуют о высочайшем уровне подготовки выпускников. Как этого удалось добиться? Как формировался преподавательский состав, научно-исследовательская работа? Какие основные приоритеты лично вы для себя ставили?

Благодаря кропотливой работе всех преподавателей и сотрудников был обеспечен выпуск инженеров-строителей в требуемом количестве и требуемого качества. Неоднократные проверки и аттестации подтверждают это.

В 1984 году состоялся первый выпуск инженеров-строителей. К первому выпуску кафедра пополнилась и высококвалифицированными преподавателями, кандидатами наук, доцентами Леденевым В.В. и Егоровым В.В. из Воронежского инженерно-строительного института. Леденев В.И. был приглашен из Хабаровского институту инженеров железнодорожного транспорта, Антонов А.И. из Липецкого политехнического института и другие. Именно они заложили основу, фундамент в подготовку инженеров-строителей в Тамбовском государственном техническом университете. Первые выпуски прошли успешно; строительный факультет, кафедра "Строительство зданий и сооружений" , Университет после проверки комиссиями были аттестованы, качество подготовки было признано хорошим.

К началу 90-х годов стало ясно, что развитие архитектуры, городского строительства, жилищно-коммунального хозяйства требует и других специалистов. Администрацией области, ректоратом  было принято решение о расширении перечня строительных специальностей, для  подготовки в Тамбовском государственном техническом университете. Особенно остро чувствовалась в области отсутствие архитекторов. Анализ ситуации в соседних Саратовской и Воронежской областях показал, что в каждой из них трудится 500-700 архитекторов, тогда как в Тамбовской их было, включая пенсионеров всего 65 человек. Было принято решение начать с организации подготовки по специальности "Архитектура", основной базовой архитектурной специальности.  Такое решение было поддержано Московским архитектурным институтом, Учебно-методическим объединением по архитектурным специальностям, ректором института профессором Кудрявцевым А.П., председателем УМО  профессором Степановым А.В. Проблем с открытием этой специальности было много: это нехватка преподавателей, опять полное отсутствие высококвалифицированных специалистов, кандидатов архитектуры, отсутствие специальной литературы. Для ведения занятий были привлечены как преподаватели нашего университета, Леденева Г.Л. и другие, так и ведущие специалисты бывший главный архитектор области Куликов А.С., Чеснокова Н.И., Кретович И.Ш., Беликов В.В., Попов М.М., Карасова И.Ю., Михалева С.Н. и другие.

В 2000 году успешно прошел первый выпуск архитекторов. Это стало большим событием, началось формирование Тамбовской архитектурной школы. Теперь ее выпускники успешно работают в проектных организациях, многие организовали и возглавили архитектурные мастерские, которые успешно работают на Тамбовщине. Выпускники школы активно принимают участие в международных смотрах и конкурсах, их работы получают высокие оценки специалистов. За такую успешную работу тамбовской архитектурной школы особое спасибо хочется сказать вице-президенту Российской академии архитектуры и строительных наук, профессору, народному архитектору профессору Степанову А.В., который руководил ее созданием, постоянно был председателем государственной аттестационной  комиссии, помогал советом и делом. Лучшие выпускники были оставлены в университете для работы преподавателями выпускающей кафедры, были направлены в целевую аспирантуру в Московский архитектурный институт, где защитили диссертации, стали кандидатами архитектуры (Демин Б.О., Погонин А.О., Амельянц А.М. и др.)

Затем в Университете была открыта подготовка еще по двум строительным специальностям: "Городское строительство и хозяйство" и "Автомобильные дороги". Первая специальность направлена на то, чтобы подготовить инженеров для городского хозяйства, для жилищно-коммунального комплекса области, вторая специальность - должна сформировать инженерный корпус строителей и эксплуатационников дорожников. Для организации учебного процесса по этим  специальностям была организована еще одна выпускающая кафедра "Городское строительство и автомобильные дороги", которую возглавил профессор, доктор технических наук Леденев В.И. Некоторым высококвалифицированным преподавателям, кандидатам наук Андрианову К.А., Воронкову А.А. пришлось переквалифицироваться, получить второе высшее образование и дипломы с отличием по специальности "Автомобильные дороги" в Московском автодорожном институте. Выпускники этой кафедры успешно трудятся в организациях региона.

- Под вашим руководством производилась реконструкция зданий, разработка проектов крупнейших промышленных, социальных и культурных объектов. Как развивалась строительная отрасль в Тамбовской области в течение этих 40 лет? Ведь именно вы и ваши выпускники оказали существенное влияние на ее развитие.

Развитие было мощным и сильным, развивались строительные организации, они с большим удовольствие брали наших выпускников, которые работали во всех районах, по всей области, а также направлялись и в другие области. Мы выпускали порядка 150-200 человек в год. Тогда шло бурное строительство, специалисты наши всегда были очень востребованы, и, естественно, востребованы до сих пор.

Проектные организации в то время были сильно загружены и не имели опыта по реконструкции и реставрации зданий. С коллегами пришли к выводу, что надо заняться еще и проектированием зданий и сооружений. Проектирование - это одно из самых сложных направлений, здесь специалисту нужно иметь хорошую подготовку, хорошие знания об устройстве и конструкции зданий и, самое главное, понимать, как их реставрировать, как их реконструировать.

В 1994 году в нашем университете как самостоятельное структурное подразделение был организован Научно-технический центр по проблемам строительства и архитектуры. Я был инициатором создания Центра и был назначен его научным руководителем. При этом перед Центром ставились задачи: организации и проведение научно-исследовательских работ по проблемам развития архитектуры и строительства, по решению физико-технических задач проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения, повышения квалификации руководящих кадров в строительстве и жилищно-коммунального хозяйства. В структуре Центра был сформирован научно-проектный отдел, который проводит научные исследования, выполняет научно-проектные работы, в том числе исследования технического состояния зданий и сооружений, их конструктивных элементов. В Центре имеется учебно-производственный отдел, который организует и проводит повышение квалификации руководящих кадров, проводит проектную и производственную практику студентов строительных специальностей. В Центре имеется лаборатория неразрушающего контроля качества конструкций и материалов, в которой проводятся исследования свойств строительных материалов и конструкций  по заявкам организаций, строящих объекты на территории нашей области. За эти годы Центром выполнены исследования, разработаны проекты по реконструкции и реставрации зданий и сооружений более 400 договоров, в том числе исследования проводились по заявкам НИИ Строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук. Для обеспечения своей деятельности Центром были получены лицензии Госстроя России, Министерства культуры на проектирование зданий, реставрацию зданий, допуски Саморегулируемых организаций на проектирование зданий. Центр имел лицензию "Ростехнадзора" на проведение обследование технического состояния зданий и сооружений по системе промышленной безопасности, лаборатория неразрушающего контроля также аттестована и аккредитована по системе "Ростехнадзора".

В Центре работают преподаватели, аспиранты  и студенты архитектурно-строительного факультета Андрианов К.А., Макаров А.М., Матвеева И.В., Кузнецова Н.В., Соломатин Е.О., Ельчищева Т.Ф., Сергеева А.М., Савельева К. Н. и др. Директором Центра работает д.т.н. Антонов А.И. Выполняют исследования, разрабатывают проекты строительства и реконструкции, реставрации зданий и сооружений, готовят кандидатские и докторские диссертации, дипломные проекты. Силами преподавателей и студентов были разработаны и проекты строительства стадиона и бассейна, учебного корпуса Е для архитектурно-строительного факультета, реконструкция и реставрация других учебных корпусов. Работа в НТЦС позволяет многим студентам и преподавателям повысить свою квалификацию, обладать передовыми современными знаниями и умениями, реализовывать их в учебном процессе подготовки современных строителей. В 2008 году Российская академия архитектуры и строительных наук присвоила Центру звание "академического". Опыт организации НТЦС ТГТУ был использован другими вузами для организации аналогичных центров.

- На ваш взгляд, какими основными качествами должен обладать профессионал в сфере архитектуры и строительства в современном мире?

- Должен, прежде всего, обладать хорошими знаниями. Сейчас главный вопрос - обеспечение безопасности так, чтобы здания долго служили, не разрушались, не падали. Плюс к этому - чтобы здания функционально обеспечивали управление всех процессов, чтобы в них было безопасно и комфортно, чтобы они были эстетичны и радовали тех, для кого они создаются.

Таким образом, за прошедшие годы была продела большая работа. В Тамбовском государственном техническом университете всеми нами была создана многоступенчатая система подготовки специалистов для строительного комплекса, начиная от школьников и до кандидатов и докторов наук; система которая может не только учить, но может проводить серьезные научные исследования и разработки, может проектировать и строить сложнейшие здания и сооружения; система которая была признана АСВ (Ассоциацией строительных вузов), МООСАО (Межрегиональной общественной организацией содействию архитектурному образования), РААСН (Российской академией архитектуры и строительных наук), Носстроем (Национальным объединением строителей), Национальным объединением проектировщиков.

- Расскажите о самых важных для вас проектах или проектах ваших студентов, которые получили воплощение в жизнь?

- Главный мой проект - это хорошая подготовка наших специалистов строителей и архитекторов. Именно они создают материальную среду обитания человека. Эта среда должна быть удобной, комфортной, безопасной и конечно красивой. Вот наши выпускники и решают сложные задачи.

 Наши выпускники каждый год представляют свои дипломные работы на смотр-конкурс. Это очень знаменательный международный конкурс, в котором участвуют до 500 работ со многих стран (Польша, Германия, Италия, страны СНГ и другие). В 2020 году такой смотр-конкурс будет проведен в Тамбовской области на базе института «Архитектуры строительства и транспорта.

Центром  была разработана научно-проектная документация по реставрации более 50 памятников культурного наследия , в том числе: здания «Гостиного двора», здания областной картинной галереи «Нарышкинская читальня», здания «Губернского казначейства» по ул. Московская, 65; «Усадьба Воронцовых-Дашковых» в с. Новотомниково; «Усадьба и дом-музей И.В. Мичурина»; «Дом Боратынских»; «Музей Чичериных»; «Дом купца Толмачева»; «Дом Асеева»; «Дом политпросвещения» (областной краеведческий музей); «Народный дом» (здание Тамбовской областной филармонии); «Дом Шоршорова»; здание кафедрального Спасо-Преображенского собора, церкви Иоанна Предтечи, надвратной колокольни, Казанской летней церкви, Архиерейского дома Казанского мужского монастыря г. Тамбова.

- Спустя 40 лет чем отличается процесс подготовки строителей и архитекторов сейчас от того времени?

- Сейчас, конечно, подготовка стала  несколько другой из-за того, что раньше инженеров-строителей готовили 5 лет, архитекторов 6 лет, а сейчас - строительный бакалавриат составляет 4 года, а подготовка архитекторов 5 лет. Современная жизнь предъявляет очень высокие требования к подготовке строителей, архитекторов, специалистов формирующих среду обитания.  Чтобы усовершенствовать подготовку, дополнить знания и умения, в институте организовали магистерскую подготовку по нескольким направлениям: "Дизайн архитектурной среды", "Строительство", и "Реконструкция и реставрация архитектурного наследия"  (подобных программ по стране очень мало). Наши выпускники также могут продолжить свое образование в аспирантуре и стать  кандидатами наук по строительным специальностям. Подготовку специалистов всех уровней должна постоянно совершенствоваться.