Диалоги о сессии
Совсем недавно все студенты переживали, боялись, готовились к сессии. Но время как всегда неумолимо мчится вперед, и для многих студентов она уже позади. А остальным осталось сдать по последнему экзамену. Мы решили узнать, что думают сами преподаватели о сессии. Доцент кафедры «Связи с общественностью», преподаватель психологии Андрей Евгеньевич Швецов поделился с нами своим мнением.
– Андрей Евгеньевич, основываясь на своем опыте, что вы можете сказать об изменениях в подготовке студентов к экзаменам? Стали ли они лучше готовиться или ничего не изменилось?
– Из положительных изменений можно выделить то, что зачёты и экзамены стали больше зависеть от практической работы студента, то есть, если в семестре студент работал: отвечал на занятиях, готовил доклады, выступления, проявлял себя каким-либо другим образом – то такой студент получает либо зачёт/экзамен «автоматом», либо имеет какие-нибудь преимущества во время сессии. Из отрицательного хочу выделить то, что из-за тестовой системы многие студенты не только перестают готовиться к экзаменам, но и не часто посещают занятия вообще. У них появляется мысль, что не важно, как ты учился весь семестр, ведь можно просто прийти, посидеть, погадать, и вот ты набрал нужный процент. Я считаю, что тесты должны быть просто одной из форм промежуточного контроля.
– Студенты нередко делают шпаргалки, скажите, вы замечаете их на экзаменах? И появились ли новые формы шпаргалок?
– Новые формы шпаргалок, безусловно, появились – это шпаргалки в телефонах. Я замечаю их и не разрешаю пользоваться ни классическими шпаргалками в бумажных вариантах, ни написанными на телефон, ни электронными. Но я убеждён, что писать шпаргалки нужно – это очень полезный процесс, так как классифицируется весь учебный материал. Тот студент, который писал шпаргалки, выучит материал гораздо лучше, чем тот, который не писал их. Ведь во время написания шпаргалки отбирается самое главное, формулируется как можно более коротко, четко и понятно. Что и нужно как раз по дисциплине.
– Андрей Евгеньевич, можете ли вы вспомнить какой-нибудь интересный случай, который был у вас на экзамене?
– Интересных случаев было очень много. Например, когда студенты забывали, как их зовут, они не могли назвать своего имени и искали названного человека среди присутствующих. Ещё случай, который, наверное, знаком многим преподавателям: на экзамене или зачёте студенты в большинстве случаев знают ответы на все вопросы, кроме своего. Они так и стремятся подсказать отвечающему. А когда приходит их очередь, то ничего не могут ответить, обосновывая тем, что у всех были легкие вопросы, а у него – сложный.
– Вспомните свои студенческие годы. Как вы готовились к экзаменам?
– Для меня главным в подготовке было понять материал, а не просто его зазубрить. Готовился я обыкновенно: брал лекции, которые были в гораздо большем объёме, чем сейчас, читал их и старался понять. Сейчас это может прозвучать странно, но моим одним из лучших помощником была обычная книга, да и других носителей в то время не было. С книги лучше воспринимается материал и не так сильно устают глаза. Классифицировал весь имеющийся материал, выделял самое главное: определения, иллюстрации этих определений, объяснения различных явлений.
– А вы делали шпаргалки?
– Да, делал. Ответ на каждый билет у меня был написан на отдельном листе. Укреплялись мои шпаргалки поясом на животе. У меня был справочный лист, на котором было написано на каком по счёту листе находится ответ на тот или иной вопрос. Я брал билет, смотрел какие в нем вопросы, по справочному листу определял, какой по счету необходимый мне ответ, отсчитывал и вынимал нужный лист. Когда преподаватель отворачивался просто менял чистый лист с листом, на котором правильный ответ. Я никогда не использовал классический метод шпаргалок: шпаргалки на маленькой бумажке, шпаргалки гармошки – это всё заметно сразу, потому что такой формат листа бросается в глаза, а обыкновенный лист не так примечателен. Но я использовал свои шпаргалки всего несколько раз.
– Что вы можете посоветовать студентам для хорошей сдачи сессии?
– Самый главный способ хорошо сдать сессию – работать в семестре. Как минимум, ходить на занятия и периодически отвечать. Но кроме этого, независимо от того, знаешь ты или не знаешь материал, работал ты на занятиях или не работал – попытаться не волноваться на экзамене, не быть в состоянии стресса. Хотя, конечно, каждый человек стресс переживают по-разному, для некоторых, он может быть мобилизующим и человек начинает лучше работать и отвечать. Но, как правило, студенты-отличники начинают очень сильно волноваться и забывают даже то, что очень хорошо знают. Немаловажным для успешной сдачи сессии является сама манера ответа. Некоторые студенты отвечают так, что уже сама интонация говорит о том, что они ничего не знают. Опущенные глаза, монотонная речь, нечеткое произношение слов – всё это заранее предвещает не очень хороший результат экзамена. Но, если студент отвечает с уверенностью, с четкой интонацией, хорошо держится, то это воспринимается совсем по-другому. Не надо занижать свои баллы вялой манерой ответа. И самый главный совет: старайтесь учиться и понимать необходимый материал!
Беседовала Алёна Попова, студентка группы БИН - 21