В помощь школьникам
В Тамбове в прошедшую пятницу состоялась ежегодная научно-практическая конференция для преподавателей и школьников инновационных учебных учреждений региона «Грани творчества». Среди организаторов мероприятия – научный отдел ТГТУ – один из основателей данной конференции, появлению которой послужила образованная на базе университета Школа молодого инженера.
«Какую профессию выбрать?» – вопрос, ответить на который затруднительно для многих абитуриентов. От того, будет ли нравиться выбранная специальность, зависит удовлетворенность своей учебной деятельностью у будущих студентов. Если профессия не соответствует способностям и интересам, со временем может появиться апатия к учебе. Если же выбор профессии сделан верно, обучение и последующая работа становится средством самовыражения. Для того, чтобы помочь школьникам определиться с решением этой важной в их жизни задачей научный отделТГТУ совместно со Школьной академией №13 еще в начале 90-х годов разработали программу обучения, которая спустя некоторое время послужила образованию конференции «Грани творчества». О том, как сегодня работает научно-практическая конференция (НПК)и как она связана с совместной учебной программой, нам рассказал Евгений Иванович Глинкин,доктор технических наук, профессор кафедры «Биомедицинская техника» технического университета.
– Евгений Иванович, расскажите для начала о прошедшей конференции: что она собой представляет, и как много школьников приняло участие?
– НПК «Грани творчества» – это ежегодное традиционное мероприятие, которое проводится с целью повышения уровня научно-технического творчества школьников. Конференция 2014 года прошла на базе МАОУ Центра образования №13 имени героя Советского союза Н.А. Кузнецова. В ее работе приняли участие представители преподавательского состава и учащиеся 9-11 классов инновационных учебных заведений региона. Старшеклассники представили свои творческие исследования в виде доклада, где обозначали актуальность проекта, цель и задачи исследования, а также описали сущность изыскания и оценку эффективности творческого решения. Конференции прошла по таким тематическим секциям как: «Литература», «Лингвистика», «История и право», секции «Психолого-педагогических наук», «Естественных наук», а также «Физико-технической» и «Экономико-математической» секциям. Всего выступило 225 человек, а само количество подготовленных докладов составило около двухсот, что говорит о желании многих школьников заниматься исследовательскими проектами и рассказать о проделанной работе и ее результатах.
– Какие перемены произошли за время существования конференции, и что нового в «гранях» 2014 года?
– На протяжении своего существования конференция изменялась и совершенствовалась. На самой первой НПК прозвучало всего 30 докладов по физико-технической тематике. Потом к рабочим секциям добавились гуманитарные и естественнонаучные направления, что увеличило в несколько раз количество желающих принять участие. К сегодняшнему дню «Грани творчества» проходят уже в восемнадцатый раз, и имеет статус «Открытого форума исследователей», где сама конференция является одной из серии мероприятий для школьников разных классов. Также в эту серию входят «Малые грани творчества», которые прошли 28 февраля для 5-8 классов, и НПК «Диво» для школьников 8-9 классов, проведение которой запланировано Политехническим лицеем-интернатом ТГТУ на следующий месяц.
– Конференция «Грани творчества» является ежегодной, и многие школьники принимают неоднократное участие, скажите, заметен ли прогресс у ребят в подготовке и проведении их собственный научных исследований?
– С каждым годом уровень исследовательских работ школьников заметно повышается. Это отражается в подходе к составлению структуры исследования, в постановках целей, в работе над многими другими важными аспектами при проведении и презентации проекта. У многих ребят значительно усовершенствовались навыки обработки и систематизации различных источников информации, заметно увеличилась аналитическая часть содержания. Следует отметить повышение уровня от литературного обзора к информационному анализу, от констатирующих фактов теории к практическим вопросам эксперимента, от пассивного миросозерцания к творческому синтезу инноваций. Безусловно, прогресс есть, я уверен, что полученный опыт участия в конференции и реализации собственного проекта поможет им в дальнейшем в учебе и новых исследованиях.
– Каким образом прошедшая конференция связана с программой обучения, разработанной ТГТУ и Школьной академией №13?
– У истоков конференции «Грани творчества» стояла Школа молодого инженера (ШМИ), основанная кафедрой Инженерно-технического творчества (КИТТ) Центра образования №13, структурами которой служат физико-математические классы и классы робототехники, НПК «Грани творчества» и ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) школьной академии. В рамках Школы молодого инженера школьники академии №13 10 «А» и 11 «А» классов по шесть часов в неделю обучаются информационному анализу и творческому синтезу, технической кибернетике и защите инноваций на базе ТГТУ для профильного изучения физико-технических дисциплин. В процессе обучения ребята создают авторские проекты, некоторые из которых служили темой докладов на проводимых «Гранях творчества». Сегодня, когда в конференции участвуют многие инновационные учебные учреждения, проведение НПК помогает нам определиться с важным вопросом: в правильном ли направлении ведется наша работа со школьниками, требует ли она изменений или внедрений. Можно сказать, что сейчас конференция «Грани творчества» является образовательной площадкой обмена эффективной практикой среди учебных учреждений региона.
– Расскажите о самом процессе обучения в профильных школах, основанных на базе ТГТУ.
– Старшеклассники в Центре Образования №13 обучаются по кафедральному принципу на кафедрах «Инженерно-технического творчества» и «Естественных наук» (КЕН), «Гуманитарных наук» и «Психологии». Например, КИТТ интегрирует преподавателей физики и математики, черчения и информатики, а КЕН объединяет учителей биологии и химии, географии и естествознания. В профильных школах, мы придерживаемся точки зрения, что лучшим методом выявления творческого потенциала учащихся, способствованию их развитию выступает вовлечение школьников в процесс исследовательской деятельности. Конечно, вначале преподается теоретический материал, но затем упор направлен на практическую составляющую, которая делится на работу в группе и индивидуальные задания. Итогом обучения является реферативный доклад о проведенной исследовательской работе, который впоследствии, как правило, также участвует в НПК «Грани творчества». Придерживаясь практическому методу обучения, мы хотим помочь ребятам определиться с их будущей специальностью еще в школьные годы, чтобы при поступление их выбор был осознанным и желанным.
– Если профильные школы нацелены на обучение и самоопределение, выбор школьниками своей специальности, в чем для ребят заключается конкретный интерес участия в НПК?
– Во-первых, они могут повлиять своим опытом на других, ровно, как и наоборот, то есть происходит обмен полученными в результате исследования знаниями. Более того, талантливые и особо интересные и актуальные проекты могут заручиться поддержкой из среды преподавателей представляющих учебные учреждения и получить дальнейшее развитие.
Беседовал Михаил Самодуров, студент гр. ССО-52 Юридического института.