Преподаватель на обучении: как попасть на стажировку в Штаты

Как современному вузовскому преподавателю повысить свою квалификацию и самому научиться чему-то новому? Вариантов несколько, и один из них – стажировка за рубежом. Именно ее выбрала Мария Николаевна Баршутина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление качеством и сертификация» ТГТУ. Она уже на протяжении нескольких лет преподает такие дисциплины как метрология, стандартизация и сертификация, квалиметрия и управление качеством, микромехатроника. Все они являются необходимыми для будущих специалистов в передовых отраслях науки и техники. Для того, чтобы не только улучшить свои знания, но и создать авторский курс по нанометрологии, Мария Николаевна отправилась в Лехайский университет города Бэтлехем, штат Пенсильвания. Мы побеседовали с ней и расспросили все подробнее.

 – Мария Николаевна, расскажите подробнее о программе, по которой вы отправились на стажировку.

– Это программа Фулбрайта для преподавателей вузов (FFDP). Цель программы – стажировка в одном из университетов США и разработка учебного курса для своего вуза в России. Продолжительность – 5 месяцев. В ходе стажировки преподаватель получает возможность посещать занятия американских профессоров, работать в лабораториях, а также получает доступ к электронным библиотекам с полнотекстовыми вариантами американских журналов и книг.

– Каждый ли преподаватель может подать заявку? Какие требования для участия в программе?

– Процесс отбора довольно длительный. Заявки на участие в программе принимают весной каждого года. Человек, чья заявка была принята, приезжает в Москву осенью для прохождения собеседования. В комиссию входят как американские, так и российские эксперты. Кроме того претендент должен сдать экзамен TOEFL. После прохождения экзамена и собеседования отбираются финалисты программы, которым нужно написать квалификационную письменную работу на английском языке по тематике своей научной работы. Весной объявляется окончательный список победителей, которые далее распределяются по разным университетам США. В июне организуется предотъездная ориентация и собеседование в посольстве на получение визы. В августе участники программы вылетают в США.

– Сколько финалистов отбора отправляет на стажировку?

– В конкурсе принимают участие преподаватели со всей России. Из 80 человек, подавших заявку, грант получают 12-14. В этом году было выбрано участников 13 человек, и все из разных городов России: Москвы, Томска, Владивостока, Екатеринбурга, Выборга, Уфы и других. Всех участников распределили в разные университеты США. Перед началом непосредственно самой стажировки, для нас был организован двухдневный инструктаж в Нью-Йорке, где перед нами детально описали цели и задачи нашего пребывания. После этого все участники разъехались по своим университетам. В январе все снова соберутся в Нью-Йорке для презентации своих курсов и совместного возвращения в Россию.

– Как проходят занятия в Лехайском университете?

– В этом университете учится большое количество иностранных студентов практически со всего мира. Система обучения здесь немного другая. Студенты здесь поступают не на определенный факультет, а в вуз. Даже там, где нужно поступать на факультет, есть способы перейти с факультета на факультет и возможно иметь статус «нерешившего», хотя путь на некоторые факультеты при этом становится почти или совсем закрыт. В большинстве вузов студент должен решить, в чем специализироваться, в конце первого, а иногда второго курса. Иногда в дополнение к основной специальности (англ. major) можно добавить одну или более дополнительных (англ. minor) специальностей, а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности. Посещение каждого курса дает определенное количество кредитов (очков), которые соответствуют определенному числу часов работы в неделю над этим курсом. Студент может выбирать себе курсы свободно, но он должен зарабатывать больше определенного минимума кредитов и выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям.

– Чем отличается американская система обучения от российской? Какие особенности преподавания?

– Так как студенты выбирают себе курсы самостоятельно, то заинтересованность в занятиях у них очень высокая. Большинство студентов очень тщательно готовятся к занятиям и постоянно сидят в библиотеке. Для меня было удивительно обнаружить, что в будние дни в библиотеке практически нет свободного места, да и по выходным библиотеки тоже полны студентов. Вообще процесс обучения очень интересен. Я записалась на несколько курсов по тематике своего разрабатываемого курса и по педагогике. Занятия проходят очень динамично: преподаватели используют презентации и Интернет, активно взаимодействуют со студентами и стараются найти подход к каждому. Очень большое разнообразие в учебный процесс вносят различные конференции. В конце августа, например, мы ездили на трехдневную конференцию в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Было очень много интересных презентаций, да и сама экскурсия тоже оставила сильное впечатление. Мне будет, что рассказать своим студентам после возвращения из США.

– А чем занимаются студенты в свободное от учебы время?

– Мне особенно нравится в американских университетах то, что помимо учебного процесса в них очень хорошо организована внеучебная активность студентов. В Лехайском университете, например, более сотни различных клубов и организаций по интересам. Много спортивных клубов, творческих и языковых. Есть даже клуб любителей русского языка и культуры. На заседаниях этого клуба участники смотрят русские фильмы и мультфильмы, обсуждают обычаи и особенности национальной культуры. Меня пригласили для участия в этом клубе в качестве гостя, чтобы побольше рассказать о России и дать возможность студентам пообщаться с носителем русского языка. Есть здесь и клуб Фулбрайтовцев. В нем участвуют студенты и преподаватели, которые приехали в США по программе Фулбрайта со всего мира. Есть участники из Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Общаться с ними очень интересно, очень много нового узнаешь о жизни людей в разных странах.

– Те, кто проходит стажировку, учатся по такой же системе, что и все студенты или у вас своя программа?

– У каждого Фулбрайтовца своя программа стажировки и свой научный руководитель, который определяет содержание программы и руководит дальнейшей работой. По согласованию с руководителем можно записаться и на дополнительные занятия, которые ты считаешь полезными для себя. Например, я записалась на педагогику, чтобы иметь возможность сравнить подходы к преподаванию в России и США. Узнала много нового и полезного, что планирую использовать в своей работе по возвращению в Россию.

– Как вы видите свою деятельность в ТГТУ по возвращении из США? Изменится ли ваш подход к обучению?

– По возвращении из США продолжу преподавать на своей кафедре, используя полученные знания и навыки. Подход к обучению изменится, я постараюсь сделать занятия такими же интерактивными, яркими и динамичными, как в США. Я думаю, мои студенты это оценят.

Беседовала Кристина Ашихмина, редактор газеты «Альма Матер»