Образование на выбор: выбор за вами!

Сегодня появляется все больше возможностей получения профессионального образования – среднего, высшего, дополнительного. Эти возможности касаются уровней, форм, технологий обучения, дают основу построения индивидуальной траектории обучения, своего профессионального становления и развития. Тамбовский государственный технический университет как многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс предоставляет все условия для этого. О тенденциях развития образования в техническом вузе мы поговорили с первым проректором ТГТУ, д.п.н., профессором Наталией Вячеславовной Молотковой.

Наталия Вячеславовна, учащиеся различных школ области в дальнейшем планируют стать студентами ТГТУ. Расскажите, как осуществляется взаимодействие университета со школьниками?

– В ТГТУ построена и успешно развивается целая система взаимодействия со школами области по различным направлениям. Начиная от конкурсов, совместных мероприятий, просветительских программ в наиболее актуальных сферах (ЖКХ, мехатроника и робототехника, дизайн и 3D-моделирование, космические технологии, новые материалы и технологии и многое другое) до многолетней совместной реализации концепции профильного обучения старшеклассников. Уже несколько лет наши преподаватели работают в университетских профильных классах различных школ области, предоставляя возможность более углубленного изучения отдельных предметов, знакомя с особенностями следующей ступени образования - высшего.

Особое направление работы – это поддержка олимпиадного движения. Целая серия олимпиад для школьников, которые сегодня получили дополнительную значимость для будущих абитуриентов, проводит на своей базе ТГТУ совместно с рядом ведущих вузов страны. Олимпиады различного профиля и направленности дают возможность школьникам – будущим абитуриентам проявить свои способности во многих сферах и образовательных областях. Номинации и предметные области олимпиад охватывают все направления подготовки в вузе, самые значимые дисциплины. В этом году результаты участия и побед не только в олимпиадах всероссийского уровня, но и в профильных университетских олимпиадах и конкурсах добавляют баллы к баллам ЕГЭ при поступлении в университет.

И, как пример успешной работы на уровне школьного образования, можно отметить более чем пятнадцатилетнюю деятельность нашего Политехнического лицея-интерната для одаренных детей. Мы ежегодно выигрываем грант на подготовку 100 школьников в 10-11 профильных классах лицея, который является нашим структурным подразделением. Лицеисты имеют возможность учиться у вузовских преподавателей в стенах нашего университета, проживать в общежитии, полноправно пользоваться всей университетской инфраструктурой. Высокий уровень подготовки ребят позволяет им успешно сдавать ЕГЭ, поступать в престижные вузы страны, и, конечно, в ТГТУ. Такой выбор делает большинство выпускников лицея.

В техническом университете успешно функционируют два колледжа – Многопрофильный и Технический. Кроме того, вуз сотрудничает с другими учреждениями среднего профессионального образования области. Как осуществляется это сотрудничество?

– Наш подход можно выразить фразой «студент колледжа – студент ТГТУ». Общая материально-техническая, методическая база, преподавательский состав позволяют на высоком уровне реализовать и программы среднего профессионального образования в стенах технического университета. Кроме того, новое законодательство в сфере высшего образования определило более конкретно такую квалификацию как прикладной бакалавр. Суть прикладного бакалавриата сводится к тому, что ребята получают высшее образование, но доля практической подготовки у них очень весомая. Реализовать это с участием наших  колледжей и колледжей-партнеров получается достаточно эффективно. Колледжи имеют специализированные мастерские-лаборатории, технологические площадки и установки, на базе которых успешно осуществляется именно практико-ориентированная подготовка.

Взаимодействие строится по нескольким траекториям. Первый путь – это когда ребята, которые учатся в колледже, попадают в так называемые «университетские» группы, в которых программа обучения по специальности среднего профессионального образования интегрирована с программой высшего образования соответствующего профиля. После окончания колледжа они имеют возможность поступить в ТГТУ и получить высшее образование по ускоренной (сокращенной) программе всего за три года, поскольку профильная база подготовки у них уже была заложена на уровне обучения в колледже.

Второй путь – это когда студенты, поступившие к нам после школы на программы бакалавриата или специалитета, имеют возможность получить дополнительно рабочие профессии и специальности среднего профессионального образования на основе взаимодействия с колледжем-партнером. Например, если студент выбрал транспортное направление подготовки, то на базе колледжа мы даем ему рабочую профессию – слесарь автотранспорта или специалист по ремонту автотранспортных средств и т.д. В результате, он учится у нас, а рабочую профессию как дополнительную программу осваивает на базе  колледжа. Такие программы, дополняющие выбранную специальность или направление подготовки высшего образования, есть в каждом институте нашего университета.

Ну и конечно нужно отметить, что выпускники колледжей и техникумов поступают в ТГТУ без ЕГЭ, на основе вступительных испытаний, проводимых университетом.

Сегодня многим знакома аббревиатура ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Хотелось бы узнать про новый стандарт 3-го поколения, чем он отличается от предыдущих стандартов?

– На сегодняшний момент принимаются новые редакции Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, иначе их называют ФГОС3+. Как поясняет Министерство образования и науки РФ, это новая редакция существующих образовательных стандартов 3-го поколения. Их появление связано с тем, что в 2013 году был принят новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» и ряд положений существующих образовательных стандартов профобразования (высшего, среднего, послевузовского и т.д.) приведен в соответствие его требованиям.

Прежде всего, изменения в третьих стандартах касались перечня компетенций, требований к организации практик студентов, итоговой государственной аттестации. Появились новые тонкости, которые связаны с тем, какую квалификацию присваивать по окончании бакалавриата, специалитета или магистратуры, ведь магистратура может быть академическая или технологическая, бакалавриат – академический или прикладной. Теперь все эти моменты более четко прописаны в новых версиях образовательных стандартов.  И можно отметить,  что сегодняшние стандарты высшего образования более конкретно ориентируют выпускников на их будущую профессиональную деятельность, те компетенции, которые необходимы для ее эффективной реализации.

Наталия Вячеславовна, принцип технического университета – «образование через всю жизнь». Расскажите, как развивается система дополнительного образования в вузе?

– Дополнительное профессиональное образование – это самая открытая и мобильная подсистема в непрерывном образовании, которая оперативно реагирует на изменения во внешней среде, может под нее подстраиваться и давать рынку труда то, что нужно именно сегодня или в ближайшей перспективе. Однако ДПО не было бы дополнительным, если бы оно не рассматривалось в контексте повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнения основных образовательных программ. Работающие специалисты, которые давно окончили вуз, понимают, что для того, чтобы успешно позиционировать себя на рынке труда, перейти на новую должность или овладеть новыми технологиями, необходимо эти навыки, эти компетенции приобрести. Для них предоставляется целый спектр образовательных программ, которые модифицируются, разрабатываются под потребности конкретного заказчика.

Кроме того новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» позволил студентам, которые еще получают высшее образование, воспользоваться дополнительными образовательными услугами с точки зрения получения дополнительной компетенции или получения следующего уровня квалификации. Такие программы от 16 академических часов уже дают право говорить о повышении квалификации, более объемные и продолжительные программы – о получении дополнительной квалификации. Поэтому наши студенты могут по окончании вуза получить не только диплом о высшем образовании, но и удостоверение о повышении квалификации или диплом о переподготовке.

– Технический университет широко известен на региональном уровне. Об этом свидетельствует его постоянное сотрудничество с различными предприятиями Тамбовской области. Как реализуется такое сотрудничество?

– Действительно, являясь опорным вузом региональной экономики, ТГТУ выступает одним из главных «поставщиков» кадров для предприятий и организаций области. Сотрудничество с ними – залог качественной подготовки специалистов «под ключ», основа внедрения новых технологий, достижений науки в практику. И такое сотрудничество достаточно интенсивно развивается.

Одним из примеров успешного взаимодействия является совместная работа с местными предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В России развитию этого сектора экономики сейчас уделяется особое внимание, подтверждение тому – конкурс Минобрнауки России на поддержку программ подготовки кадров в вузах для ОПК при непосредственном участии работодателей. В прошлом ТГТУ стал победителем и при непосредственном участии ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» реализует три проекта по целевой подготовке кадров. В проектах предусмотрено, что помимо дополнительного специального образовательного модуля и практики для наших студентов высшего и среднего профобразования, реализуется также программа повышения квалификации и стажировки наших преподавателей и специалистов предприятия. Таким образом, представители завода привлечены не только к разработке содержания подготовки, но и непосредственно к преподавательской деятельности, к методической работе, а сотрудники университета владеют технологиями, реализуемыми на предприятии. Есть договоренность, что все студенты-участники проектов будут трудоустроены на этом заводе. Такое взаимовыгодное сотрудничество дает возможность более результативно построить процесс подготовки кадров под нужды и перспективы предприятия. В перспективе – развитие проектов целевой подготовки, а также дальнейшая совместная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, вовлечение в совместную деятельность новых партнеров.

 

Беседовала Анастасия Скребнева