Наследники Победителей

В проекте "Наследники Победителей" принимают участие студенты, аспиранты, сотрудники и преподаватели Тамбовского государственного технического университета.

Участники проекта делятся настоящими историями Войны - глубокими и личными, тем самым напоминая, что мы - Наследники Победителей, того самого народа, который одержал Победу в Великой войне. Каждый рассказывает о своем предке - участнике событий 1941-1945 гг., описывает не только его судьбу, но и свое отношение к произошедшему. При этом важным моментом становится подчеркивание Урока, который Наследники извлекают из реальных историй - урока верности, любви, патриотизма, чувства долга.

 

ГЕРОЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Сегодня мы предлагаем вам рассказ первого участника нашего проекта - наследника Победителя - аспиранта кафедры "История и философия" Артема Андреевича Сталковского. Повествование будет перекликаться с воспоминаниями внука о деде.
 

Я всегда считал своего деда примером, достойным подражания и уважения. С детства он много занимался со мной, давал мне знания и умения, которые, как считал, смогут пригодиться мне в будущем. Главная причина моей гордости дедом и уважения к нему – не столько  его многочисленные боевые подвиги и награды, сколько те моральные принципы, которыми он всегда руководствовался при принятии любого решения в своей жизни: мужество, решительность, ответственность и честность...

  Из довоенной биографии 

Родился Михаил Лукич Миссюра 31 января 1922 г. в Ростове-на-Дону. В 1929 г. поступил в школу, после окончания которой был зачислен в Киевский геолого-разведочный техникум по специальности «общая геология и поисковая разведка». В 1939 г. окончил техникум, в 1940 г. - Киевский аэроклуб, был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и отправлен в военно-авиационную школу пилотов в г. Конотоп, по окончании которой, в сентябре 1941 г. был направлен пилотом в 4-ю воздушно-десантную бригаду в г. Грозный.


 
На войне, как на войне…

Воевать Михаилу Лукичу довелось на Южном, Закавказском и 2-м Украинском фронтах. Он участвовал в битве за Кавказ, освобождении Крыма, Правобережной Украины, Молдавской ССР, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.

За период Великой Отечественной войны совершил 189 боевых вылетов. Лично сбил 8 самолетов противника. Был несколько раз ранен (одно ранение – тяжелое). За время службы в Советской Армии получил 71 благодарность, в числе которых 13 - от Верховного Главнокомандования.

За участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, проявленное мужество и отвагу М. Л. Миссюра был награжден 2 орденами «Отечественная война» 1 степени, «Слава» 3 степени (советский правоприемник Георгиевского креста), 2 медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и многими другими.

 Один эпизод войны.
"Весенней ночью над Словакией…"

Эпизод, о котором я хочу рассказать подробнее, является лейтмотивом всего боевого пути моего деда в Великой Отечественной войне. Это произошло в ночь с 15 на 16 апреля 1945 г. над небом Чехословакии (ныне – Словацкой республики). Мой дед находился в составе экипажа бомбардировщика Бостон A-20 G. У экипажа стояла боевая задача - произвести разведку вражеских войск и техники с последующей бомбардировкой.

После того, как задача с аэроразведкой и бомбардировкой была успешно выполнена в 22:34 вечера, следом была поставлена задача на возврат курса в 23:55 часов. На высоте около 2000 метров во время прохождения над линией фронта самолет был сбит зенитной артиллерией. В результате попадания снаряда в самолете загорелся топливный бак. В итоге экипаж Михаила Лукича Миссюры посадил горящий самолет на брюхо (у самолета отказали шасси) в 2 км к юго-западу от небольшого городка Милославов под Братиславой.

В результате населенный пункт избежал разрушения и потери среди мирного населения. Хотя у экипажа был выбор – выпрыгнуть с парашютом из подбитого, горящего самолета, готового в любую минуту взорваться, у которого отказали шасси, и спастись всем составом, но при этом подвергнуть опасности мирное население, или, рискуя жизнью, посадить машину на брюхо в ночной темноте, освещенной лишь собственным факелом пожара. В итоге мой дед, в числе своих боевых напарников, выбрал второй, более трудный, опасный, смертельный путь - посадить подбитую, горящую боевую машину на брюхо на лесной опушке. 

Дед рассказывал мне о том ночном эпизоде над небом Словакии: «Мы летели в горящей машине… Подо мной горело сиденье, на мне горел комбинезон, на голове горели волосы…». После ожогов на его правой руке так и осталась на всю жизнь контрактура кисти.

Мне трудно представить, как молодой человек, мой ровесник (а в начале войны он был даже младше меня), будучи дважды сбит и получив ранения (одно из которых – тяжелое, из-за него он не смог вернуться в истребительную авиацию в качестве пилота), пошел переучиваться на стрелка-радиста и вернулся в авиацию, но уже в бомбардировочную. Продолжая бить фашистов, при этом получив свое последнее ранение, он защищал братский народ… День Победы он встретил в госпитале на территории Чехословакии.















После войны
Свою любовь к небу Михаил Лукич пронес через всю свою жизнь, несмотря на то, что работал после войны в строительстве (промышленном, водном, жилищном).

В 1999 г. в ознаменование 55-й годовщины освобождения Украины от фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне Президент Украины Леонид Кучма своим Указом от 8 октября 1999 г. установил знак отличия Президента Украины - медаль «Защитнику Отечества».

Согласно указу, медалью награждались ветераны войны, лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О
статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», проживающие в Украине, граждане зарубежных государств, которые принимали участие в освобождении Украины, а также другие граждане Украины за личное мужество и отвагу, проявленные при защите государства, укреплении обороны и безопасности Украины.

Этой награды был удостоен и мой дед, которому в октябре 1999 г. она была вручена в торжественной обстановке.

Помню, что похоронить его мой дед завещал на кладбище в с. Донском только потому, что оно ближе всех остальных находится к аэропорту, к самолетам. Но судьба распорядилась иначе: свой последний приют он обрел на участке воинских захоронений Полынковского кладбища. Провожали его в последний путь с воинскими почестями – исполнением гимна России и троекратными выстрелами в воздух, произведенными военным эскортом.

После того, как отгремели выстрелы, все присутствующие, как по команде «свыше»,  подняли головы вверх: вдруг, откуда ни возьмись, над кладбищем на бреющем  полете, покачивая крыльями,  пролетел военный самолет…

 История продолжается…

 Уже после смерти деда я случайно нашел в Интернете на одном из сайтов, где изложена хронологическая информация о воздушной войне над Словацкой Республикой и Центральной Европой в период 1944-1945 гг. военную сводку. Перевод этой военной сводки гласит:

«ВВС: 15.04.1945

 В ночь с 15 на 16 апреля 1945 вылетел Бостон- 20G серийный номер 42-53947 (5 ВА, 218 БAД, 452 БAП) с целью разведки войск и техники с последующей бомбардировкой. Взлетел около 22:34 вечера. Когда в 23.55 был взят курс на возвращение, то на высоте около 2000 метров во время прохождения над передней линией фронта машина была сбита зенитной артиллерией попаданием в основной топливный бак. С горящего самолета в течение 15 минут лейтенант Саютин сообщил об аварийной посадке на брюхо в 2 км к юго-западу от деревни Милославов. Самолет горел. Экипаж в составе: пилот (л-т Саютин Константин Трофимович ), штурман (мл. л-т Хафизов Умьяр Алиевич ), радист-стрелок (ст. с-т Миссюра Михаил Лукич ) и стрелок (ст. с-т Тимченко Сергей Маркович) выжил. Лейтенант Саютин и стрелок-радист ст. сержант Миссюра ранены – получили ушиб легких, штурман лейтенант Хафизов сломал руку. Стрелок Тимченко был легко ранен. Источник: ГАМО, Подольск, Россия».

 Жаль, что деду так и не довелось прочитать самому эти сухие официальные строки, которые напомнили бы ему о событии той роковой ночи, за которым стояли ужас, боль, страдания… Не увидел он и фото, на котором военный корреспондент заснял обломки его «Бостона. Михаила Лукича не стало 4 марта 2013 г. Он ушел из жизни на 92 году…

P.SМного лет прошло, но история одного героя Войны по-прежнему вызывает интерес. Дочь Михаила Лукича и мама Артема, Милана Михайловна Есикова, профессор кафедры «История и философия», рассказывает: «Будучи студентом, Артем уже писал о деде: его работа победила в краеведческом конкурсе ТГТУ в номинации "Герой своего времени" и была опубликована в "Вестнике Тамбовского центра краеведения", №25, 2014 г. Тогда в адрес редакции журнала поступил отклик на эту статью от Мартина Цибулы, исследователя из Словакии. Он просил прислать любую информацию, документы, фото о моем отце, т.к. собирает информацию о советских летчиках, воевавших в небе над Словакией в 1944-1945 гг.

У нас с ним завязалась переписка, я прислала ему несколько писем с фото и документами отца, и он также прислал мне то, что очень заинтересовало меня. Оказывается, в 1945 г. командование полка дважды (9 марта и 20 мая) представляло отца к награждению орденом Красного Знамени, о чем, я думаю, при жизни отец и не знал. Этого ордена он точно не получал. Поэтому я с отсканированными наградными листами, которые мне прислал Мартин, обратилась в городской военкомат, где в архиве хранится личное дело отца (Послужной список). Работники военкомата также были заинтересованы этими обстоятельствами и отправили запрос в Центральный архив Министерства обороны с просьбой проследить судьбу этих наградных документов. Ждем ответа…»